35-летняя бухгалтер Амина Г. вместе с мужем решили в начале марта вернуться из России на родину - в Ереван - и подождать окончания политического кризиса в Армении. Договорилась с руководством своей фирмы, что работу будет делать удаленно, и ей это разрешили.
Главной проблемой для семьи оказался сам переезд. Авиарейсы отменяли или переносили на фоне паники один за другим, телефоны авиакомпаний оказались замкнуты на автоответчики. Попытка приобрести билеты через туроператоров не увенчалась успехом, так как они все говорили, что просто так «билетов не продают», а туризм сейчас невозможен, и они сами не знают, что делать. Но после нескольких дней бесплодных усилий все же удалось купить билеты на самолет до Еревана на начало марта, правда, на фоне паники они обошлись в 135 тыс. рублей на двоих в одну сторону. Оплатить покупку удалось картой Visa российского банка в офисе компании-агента.
По данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), цены на билеты по открытым для россиян направлениям за неделю к 4 марта выросли на 20-30% и снижаться пока не собираются, хотя можно сказать, что первая волна «паники» уже прошла. На пике ажиотажа, к примеру, 5 марта, на самый дешевый прямой рейс из Москвы в Стамбул стоимость билетов доходила почти до 90 тыс. рублей, из Москвы в Ереван - до 75 тыс. рублей.
Авиаиндустрия по итогам 2022 года может оказаться даже худшем положении, чем во время пандемии. Особенно сильное давление оказывается на российскую гражданскую авиацию. Она оказалась под ограничениями сразу с двух сторон - санкции ввели сначала иностранные государства, а затем ответные меры пошли со стороны России.
Запрет на полеты в Европу и отказ от полетов за рубеж из-за риска ареста самолетов поставили авиакомпании перед беспрецедентными проблемами, к которым добавился космический рост стоимости билетов, непредсказуемый курс доллара и евро, а с 10 марта еще и сложности с оплатами картами Visa и Mastercad. Из-за европейских санкций потери понесли авиакомпании S7, «Победа», «Уральские авиалинии» и Nordwind - у каждой из них было задержано по самолету за рубежом. Росавиация с 8 марта рекомендовала всем, кто имеет воздушные суда от иностранных лизинговых компаний, временно приостановить пассажирские и грузовые рейсы за границу из-за «высокой степени риска» их задержания. Московский аэропорт «Шереметьево» уже объявил о закрытии с 15 марта терминала D из-за ограничений воздушных перевозок. Всю работу службы известной воздушной гавани планируют сосредоточить в терминалах B и C.
За месяц почти в 3 раза сократилось общее количество стран, куда могут поехать россияне: в феврале их было почти 70, в середине марта - только 24 и к концу месяца может стать еще меньше. В часть из открытых стран можно добраться прямыми рейсами, в некоторые - уже только с пересадками. Кроме того, в большинстве из этих направлений продолжают действовать антиковидные ограничения, в рамках которых у туристов требуют сертификаты вакцинации или тесты.
На агентских сайтах билетов купить перелеты по картам Visa и Mastercad, выпущенными российскими банками, можно, как уверяют в службе поддержки клиентов. Нельзя использовать только карты этих платежных систем, выпущенные зарубежными банками, так как они могут «не пропустить платеж», предупредили в одном из российских сервисов онлайн-бронирования.
Цена перелета при этом может неприятно удивить. К примеру, купить билеты из Москвы в Стамбул на вечер четверга, 10 марта, можно было через сервис «всего» за 54 тыс. рублей на одного взрослого. Это при том, что Turkish Airlines является одной из немногих компаний, самолеты которой продолжают летать в Россию и из нее.
Желающие уехать граждане использовали страну для пересадки с целью улететь в другие страны и «пересидеть кризис» в Латинской Америке или на Мальдивах. Напомним, что два дня подряд - 9 и 10 марта - возле офисов авиакомпании Turkish Airlines в Москве и Санкт-Петербурге собирались большие очереди. По сообщениям в соцсетях, связано это было с невозможностью приобрести билеты в системе бронирования турецкого перевозчика онлайн. Затем появилась информация о том, что Turkish Airlines из-за блокировки российских карт системами Visa и Mastercard и сложностей в платежных цепочках проинформировала билетных агентов о приостановке продаж билетов россиянам на рейсы из Турции в третьи страны. Если раньше можно было купить перелет Стамбул-Нью-Йорк от Turkish Airlines, то теперь только по схеме через Россию, например, Москва-Стамбул-Мале. «Компания разрешает россиянам выписывать билеты по любым маршрутам, но все они обязательно должны начинаться или заканчиваться в России», - говорится в сообщении на сайте Ассоциации туроператоров. При покупке таких билетов карты «Мир» к оплате пока принимаются.
А вот на сайте израильского перевозчика, компании «Эль Аль», которая также еще осуществляет вылеты из России, висит объявление, что в связи с ограничениями, вызванными санкциями, оплата всех услуг авиакомпании картой «Мир» больше не принимается.
Общего рецепта действий при оплате билетов через сайты авиакомпаний что в РФ, что за пределами страны, пока нет: конкретные детали нужно уточнять через агентов или операторов. «Где-то граждане России могут открыть счет и получить карту местную, где-то уже нет, условия меняются ежедневно», - констатировал вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин.
В телеграм-каналах крупных агентов часто можно найти полезную информацию: обновляются правила въезда для россиян, перечисляются компании, которые еще работают с Россией, и сообщается о том, какие еще страны приостановили выдачу виз гражданам РФ. 10 марта, например, Эстония заявила, что больше не будет давать их россиянам. Компания Pegasus Airlines приостанавливает рейсы между городами России и Турции с 13 по 27 марта.
А 4 марта стало известно, что самый крупный авиаперевозчик Египта компания Egypt Air отменила все рейсы в Москву до 15 марта из-за проблем со страховкой полетов со стороны Европы. Air Astana тоже прекращает перелеты из городов России в Казахстан: страховые компании отказываются страховать полеты над Россией. Деньги за билеты будут возвращены всем, кто их купил. Проблемы «производственного характера» возникли у казахстанской Fly Arystan, и пока нет ясности, когда они будут решены.
По информации источника в туристической отрасли, пожелавшего остаться неназванным, билеты по картам россиян еще можно купить в офисах агентских компаний. Но стоимость и курс доллара, по которому будет проходить оплата, лучше уточнить на месте, поскольку «утренние цены могут отличаться от вечерних».
В общем, в авиаотрасли ситуация меняется прямо на глазах, поэтому можно ли будет по картам Visa и Mastercad оплачивать билеты даже с сайта тех компаний, которые еще летают в Россию, лучше уточнять в тот момент, когда вы решитесь купить билеты.