Падение цен на топливо на оптовых торговых площадках наблюдается уже вторую неделю. На Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже с начала марта стоимость АИ-92 упала почти на 12% (до 47 рублей), а АИ-95 — примерно на 10% (до 52,8 рублей). Дизельное топливо подешевело приблизительно на 12% (до 54 рублей).
С 10 марта падение оптовых цен продолжилось. Котировки АИ-92 на бирже упали на 6,5%, что оказалось минимумом с апреля 2020 года, а снижение цен на АИ-95 составило почти 25%. В рознице, судя по последним данным из регионов, также началось постепенное удешевление топлива на заправках. Правда, гораздо более скромными темпами: на несколько копеек за литр в день.
Эта ситуация контрастирует с тем положением дел, что сложилось в последние дни в США. Там стоимость бензина несколько дней подряд обновляет исторические максимумы — теперь за литр аналога АИ-92 на американских заправках требуют не менее $1,15 (135 рублей), а за такой же объем АИ-95 — более $1,2 (140 рублей).
По словам руководителя Федеральной антимонопольной службы Максима Шаскольского, существуют предпосылки для дальнейшего снижения розничных цен на бензин в России после падения оптовых цен. Причиной служит существенное снижение экспорта российских углеводородов — отказы США и Великобритании от российских энергоресурсов вынуждает отечественных производителей сбывать больше сырья внутри страны.
Правда, россиянам не стоит надеяться на долгосрочную тенденцию удешевления топлива. Как объясняют эксперты, дорожающие комплектующие, необходимые заправочным комплексам, нивелируют выигрыш владельцев АЗС от покупок топлива на оптовом рынке.
Сергей Пикин, директор Фонда энергетического развития: «В первую очередь, снижение цен на моторное топливо обусловлено падением котировок на независимых АЗС, владельцам которых приходится покупать бензин на отечественных биржах. Нефтеперерабатывающий сегмент нашей страны сконцентрирован в руках вертикально-интегрированных холдингов, располагающих возможностью не только добывать углеводороды, но и перерабатывать сырье в готовое к использованию горючее, а также заключать экспортные сделки. Подобное положение позволяло корпоративным колонкам АЗС удерживать розничную стоимость топлива за счет поставок нефти на НПЗ и на сырьевые биржи материнскими компаниями.
Зарубежные поставки отечественных производителей на рынок резко сократились, поэтому производителям сырья приходится распределять горючее по внутренним торговым сетям, частично превышая своим предложением розничный спрос. Однако не стоит рассчитывать, что подобная ситуация продлится на долгое время.
Независимые продавцы топлива также во многом зависят от зарубежных поставок — оборудование и комплектующие частным АЗС приходится закупать за рубежом. Стоимость необходимых для работы импортных компонентов выросла за последние дни вдвое. Частные сети постепенно будут перекладывать рост своих производственных издержек в конечную стоимость бензина. Цена которого, соответственно, после некоторого проседания. Вновь рискует устремиться вверх, и дальше нервируя российских автолюбителей».
Артем Деев, руководитель аналитического департамента AMarkets: «Биржевые оптовые цены на моторное топливо в нашей стране растут или снижаются в зависимости от ожиданий спроса и предложения. Когда в России наступает период плановых ремонтов на НПЗ (в мае-июне), цены обычно немного повышаются, так как сокращается предложение. Сейчас, на фоне падения экспорта, ожидается наполнение внутреннего рынка топлива, поэтому цены в оптовом секторе снижаются. Вероятнее всего, что вслед за этим начнут ненамного (в пределах 1-2 рублей за литр) снижаться и розничные цены на АЗС.
В дальнейшем, скорее всего, стоимость нефтепродуктов либо стабилизируется на текущем уровне, либо продолжит рост. Дело в том, что некоторые компоненты для производства топлива в России — импортного происхождения. Что-то можно будет заместить отечественными разработками, что-то Россия будет завозить из Китая. Тем не менее, повышение курсов доллара и евро в любом случае отразится на себестоимости производства одного литра бензина или дизтоплива на отечественных перерабатывающих комплексах.
Кроме того, необходимо будет пересматривать логистику для покупок импортных составляющих — это также приведет к росту затрат НПЗ, и, как следствие, станет фактором удорожания топлива на внутреннем рынке.
Что касается позиции государства, то дело тут не в «соревновании» с Америкой. Все прекрасно осознают, что рост стоимости топлива служит причиной увеличения инфляции. Будет ли в связи с этим правительство как-то искусственно сдерживать цены на бензин или нет — вопрос открытый. Вполне вероятно, что такие меры будут предприниматься в случае резкого роста потребительских цен».