Все крупные туроператоры единогласно называют лидерами бронирования на май в Крым, Сочи, Анапу, Геленджик, курорты Краснодарского края. Не отстают от них Алтай и Карелия, города «золотого кольца».
– Первыми улетели номера отелей высшей категории, 4-5 звезд, со спа и бассейнами, – рассказывает представитель местного туроператора Максим Белый. – Потому что купаться в том же Крыму в мае еще нельзя. А красота зато невероятная.
Как сообщили «МК» бывалые туристы, в условиях закрытых аэропортов проще всего сейчас попасть в Крым поездом. «Лет 6 на поезде не ездила», – делится москвичка Надежда Бабакова. – А там все прежнее: чай в подстаканнике, сахар в бумажке, ностальгия!» Можно еще ехать на автобусе, перевозчики сообщают, что количество машин на маршруте увеличено на 20%. Только надо выбрать компанию по отзывам, степень комфортности для туристов по времени поездки и качество остановок разнятся.
Что касается региона Сочи, почти без внимания остались самые дорогие отели Красной Поляны, стоимость проживания в которых превосходит аналогичный отдых, например, в Таиланде. Да и не все хотят в мае лезть в горы.
– Продаж пока меньше, чем было в то же время в 2021 году, – говорит менеджер туристической компании Мария. – Но ждем активности клиентов с 15 марта, когда опять начинает работу программа туристического кешбэка. Возможно, люксовые отели пока поэтому не разбирают, ждут, чтобы вернуть часть стоимости. Также Мария отметила новую тенденцию, которая возникла еще в прошлом году – рост экологическо-оздоровительного туризма в Кавминводах: Кисловодск, Пятигорск, Ессентуки и др. Подобно XIX веку, «марциальные воды» опять входят в моду.
А вот приморский частный жилой фонд под Сочи, в отличие от дорогих отелей, хорошо раскупается. Остались только напоминающие «совок» гостевые хибары. Так ведь к хорошему быстро привыкаешь, вот и современный российский турист приучен к комфорту.
– В этом году много гостей едет на своих машинах, – сообщает владелица мини-отеля из Хосты Антонина. – Это только кажется, что далеко, а так, по-хорошему, двое суток ехать. Да, у меня еще есть места. Потому что некоторые, кто раньше собирались ехать, отказались. Я и не всех беру – предпочитаю не маленькие семьи, а большие компании, чтобы весь дом сразу заняли. Также хозяйка гэст-хауса поделилась с «МК», что смекнула закупить впрок бензина, чтобы можно было предлагать его постояльцам. Цену на него она не уточнила.
Что касается менее южных направлений туризма на май, спрос тоже присутствует. Так, путевок на промежуточные числа мая в горный Алтай уже нет, остались туры начиная с 1 числа. Нет и простых обзорных экскурсий для ленивого туриста, остались только маршруты в горы «с элементами спортивной подготовки». Еще менеджер отметила, что в этом году звонит много новых клиентов. А прежние как раз не торопятся.
– Все правильно, мы тоже в этом году билеты еще не купили, хотя обычно как раз в это время бронируем май, – говорит москвичка Марина, альпинист с 20-летним стажем. – Неясно пока, что с ценами на дорогу. Внутренние авиаперелеты в той же Сибири и раньше были дорогими. В прошлом году летали из Москвы в Красноярск и из Красноярска в Туруханск, так второй перелет был в два раза дороже первого. Но это мы, всегда в дебри забираемся. Если ехать в раскрученные места, то может, и ничего страшного. Мы-то этой весной вообще хотели полазить по горам в Таджикистане. Пока погодим.
В Карелию охотнее всего раскупаются автобусные туры. «МК» попытался попасть на уходящий в мае автобус, так на каждом маршруте остались считанные места. 2-3 человека еще смогут купить билеты, компания же из 5-6 человек останется с носом. Но можно организовать такой отдых самостоятельно.
В регионе сдается очень много домиков в наем, частных гостиниц и пр. Мы прозвонились туда и узнали, что места есть, спрос на «частников» в этом году все-таки ниже, чем был в 2021-ом. А добраться можно и самолетом – маршрут Москва-Петрозаводск пролегает над центральной частью РФ. Или доехать по железной дороге.
Автобусные туры по городам «Золотого кольца» России пользуются таким же спросом, как обычно. Сразу несколько туроператоров заявили, что мест на май уже нет или остались последние. Единственное отличие, которое заметил «МК» – маршруты укоротились. Цены растут, и чтобы не пугать ими клиентов, появилось много однодневных поездок. Раньше однодневный тур «дальше» 150 км был невидалью, все-таки, тяжело за одни сутки одолеть более 300 км, да еще с учетом тряских дорог и экскурсий. А сейчас в обилии представлены «однодневные» Суздаль и Осташков, Плес и Козельск… Под девизом «охота пуще неволи» и былые 3-4-дневные маршруты тоже сокращены до 2-3 дней: двухдневные Казань, Псков, Карелия, трехдневные Карелия и Крым…
Курорты Калининграда, пожалуй, больше всего утратили спрос в этом году из-за своего обособленного географического положения. После известия о закрытии неба над Литвой многие решили, что туда не улетишь. Бронировать отели взялись только самые верные любители «ласковой Балтики».
– Мы с женой собирались даже квартиру купить под Калининградом, – говорит Борис из Одинцова. – Очень нравится там климат, и архитектура, и люди. О покупке пока не думаем, но поехать поедем.
Самолеты по-прежнему летают в Калининград, но теперь через Петербург. Как удалось узнать «МК», пока даже фирменный поезд курсирует в прежнем режиме, несмотря на закрытие всех воздушных границ с Европой. Разъяснение о штатном порядке расписания поезда висит на сайте железнодорожной компании. Но что будет в мае, никто предсказать не берется.
Читайте материал «Россиянам частично перекрыли Турцию: что происходит с перевозками»