Авиакомпания Air Astana основана в 2001 году. 51% ее акций принадлежит Фонду национального благосостояния «Самрук-Казына», 49% - британской компании BAE Systems PLC. Ситуацию с прекращением полетов в РФ из Казахстана специально для «МК» прокомментировал политолог Андрей Грозин.
- Россия и Казахстан тесно связаны, поэтому большое количество людей ежедневно курсируют между нашими странами. Решение крупнейшего казахстанского авиаперевозчика вряд ли их обрадует и принесет массу проблем. Почему Казахстан, которому мы совсем недавно оказали «братскую помощь», пошел на такой шаг?
- Air Astana – это не совсем казахстанская компания. Собственно, казахстанского там 51%, а 49% - это английское содержание. Это официально заявляемые доли. Если же оценивать ее более серьезно, то посмотрите на пилотский состав, на авиапарк компании. Все самолеты Air Astana взяты в лизинг через английских страховщиков. Что касается пилотов, то это в основном нанятые по контрактам за большие деньги бывшие сотрудники западных авиакомпаний. Причину своего шага компания не скрывает. Air Astana официально заявила, что приостанавливает полеты в связи с изменением условий предоставления страховки.
- Кто предоставляет эту страховку?
- Думаю, английские страховые компании. Так что это вопрос не столько к казахстанской стороне, сколько к Лондону. Изначально компания создавалась в основном с участием британского бизнеса, британского менеджмента. Собственно, казахстанского содержания там не очень много.
- Но контрольный пакет все же у Казахстана.
- Да, формально. Но, очевидно, у Казахстана нет возможности воспротивиться фактическому, а не юридическому владельцу. А фактический владелец находится в Лондоне. Да, 51% акций Air Astana принадлежит Фонду национального благосостояния «Самрук-Казына», но, насколько мне известно, казахстанский менеджмент в компании сугубо номинальный. И я не удивлюсь, если впоследствии мы узнаем, что казахстанские власти были проинформированы об этом решении не в первую очередь. Они были просто поставлены перед фактом.
- Но они по факту поддержали это решение?
- Делать выводы о том, насколько власти Казахстана поддерживают подобное решение, пока рано. У нас просто нет информации. Заявление Air Astana можно трактовать по-разному, это как уход IKEA: пока не ясно - это полный уход или временная приостановка деятельности. Непонятно, надолго ли это. Может быть, это просто временные технические трудности. Делать выводы пока сложно, надо подождать.
- В Казахстане есть ведь и другие авиакомпании?
- Есть, но они несопоставимы с Air Astana. Под нее в свое время подгребли все аэродромные, сервисные мощности. В этом холдинге изначально, как и во всяком крупном бизнесе в Казахстане, была видна «рука» главной семьи страны.
Но в последнее время семья оттуда практически ушла. Если там и остались ее интересы, то в основном в сервисных компаниях. По уровню технической обеспеченности компании, по уровню организации сервиса Air Astana занимала лидирующие позиции в регионе Центральной Азии.
Конечно, пандемия ударила по компании достаточно сильно. Сильно упали доходы. Но, по крайней мере, ей удавалось работать хотя бы без убытка. Из крупных международных направлений у них, если отсечь Россию, останется только несколько рейсов в юго-восточную Азию и в Эмираты. А ведь Air Astana изначально позиционировалась именно как международная компания, ориентированная в первую очередь на международные, а не на внутренние рейсы. До коронакризиса на Россию приходилось примерно 50% ее полетов. Если сейчас от этого отказаться, то все может рухнуть. Просто некуда летать.