Эксперты оценили перспективы российской авиации в условиях санкций: мнения разошлись

«Нам нужно разделить авиапарк на две части. Первая пусть летает внутри страны. Вторая — пока стоит»

В пресс-центре «МК» 10 марта состоялась онлайн-конференция на тему «Российская авиация в условиях глобальных международных санкций. Сможем ли мы летать? Если да, то на чем?». Свою позицию и предложения в прямом эфире высказали ряд ведущих экспертов российской авиаотрасли.

«Нам нужно разделить авиапарк на две части. Первая пусть летает внутри страны. Вторая — пока стоит»

Тотальная блокировка российской авиации коллективным Западом - удар сильный, но не сокрушительный. Такое мнение высказал главный редактор портала главный редактор портала AVIA.RU Network Роман Гусаров.

«Запад объявил санкции в отношении российских авиакомпаний и запретил полёты над своей территорией. Нас полностью блокировали, - отметил Гусаров. - Это не очень приятный момент, но это не сокрушительный удар».

Как рассказал эксперт, из-за пандемии международный трафик в небе упал и без санкций. Международные рейсы составили 21% от прежнего общего объёма перевозок. При этом на европейском направлении выполнялись единицы рейсов.

«Там постоянно локдауны, не принимали наши вакцины, - пояснил Гусаров. - Основной трафик шёл транзитом. Сейчас мы ответили зеркально, но асимметрично. Закрыт пролёт через территорию России. Это удар по европейскому бизнесу. Но это не месть, а переговорная позиция. Европейские авиакомпании несут огромные убытки».

Он отметил, что в прошлом году 17 тысяч транзитных пролётов были совершены через территорию России. Отмена этих полётов - бумеранг, который Запад получает от нашей страны из-за санкций.

В свою очередь, экс-глава департамента авиапромышленности Минэкономики России, ныне — исполнительный директор Авиарегистра России Александр Книвель одной из мер, которые смогли бы спасти отечественную авиаотрасль, назвал возрождение собственных проектов самолетов.

По его мнению, будущее российского авиапрома вовсе не в «Суперджетах» и МС-21, так как эти самолеты не подходят под понятие «импортозамещение» и не смогут вытащить российский авиапром из-под санкционного давления Запада.

Главная проблема — довольно большая часть импортных комплектующих. Поэтому запрет на поставки их запчастей, программное обеспечение и техническое обслуживание больно ударят по этому сегменту авиапарка. По данным специалистов, сейчас в России летают 130-150 «Суперджетов». Главное в текущих условиях - постараться максимально сохранить эти лайнеры в рабочем состоянии.

«Нам нужно разделить авиапарк на две части. Первая часть пусть летает внутри страны. Вторая — пока стоит. Так мы сможем выиграть время», - предложил Книвель.

Кроме того, он предложил в срочном порядке восстановить отечественные Ил 96-300, Ту-204 и Ту-214, а также наладить производственные линии для выпуска этих моделей самолётов. Плюсы такой модели в том, что исконно российские лайнеры, зарегистрированные в отечественном реестре, не будут подлежать аресту на территории третьих стран.

«Необходимо срочно восстановить самолёты, которые у нас сейчас есть, ввести их в эксплуатацию и совершать на них международные полёты. Их никто не будет там останавливать. На Воронежском заводе нужно запустить линию по производству Ил-96. Да, они не такие экономичные как «Боинги», но нам сейчас не до жиру. Но, благо, нефти для получения керосина, у нас теперь хватит», - сказал Книвель.

Что касается Ту-204, то девять бортов можно восстановить оперативно, после чего дальше думать о расширении производства, считает эксперт.

Сейчас, уточнил он, эти самолёты выпускаются, но в ограниченных объёмах для отдельных лётных отрядов.

С Книвелем категорически не согласен Роман Гусаров, который уверен, что сейчас необходимо сосредоточится на производстве более современных машин — МС-21 и «Суперджет-100», занявшись полным импортозамещением в рамках этих проектов.

По его мнению, пока не озвучено четкой государственной линии и планов развития нашего авиапрома в кризисной ситуации, у отечественных авиаторов есть три сценария развития событий на ближайшую перспективу: первый - западные лизингодатели подсчитают будущие убытки и откажутся от идеи забрать свои лайнеры с территории России. «Возможно, они передумают и начнут откатывать санкции назад, - сказал эксперт. - В любом случае лет через десять мы уже будем летать на своих, отечественных самолётах», - считает Гусаров.

Второй вероятный сценарий: мы обойдем санкции. Способы есть.

И третий вариант - «мокрый лизинг». Схема такая: берём борт у Китая или какой-либо азиатской страны, которая согласится его предоставить. Оформляем самолёт в аренду. Заправляем и летаем. Это работает как каршеринг. Запад не рискнёт в такой ситуации вводить санкции в отношении абсолютно всех азиатских авиакомпаний, сказал эксперт.

Авиаэксперт назвал хитрость, позволяющую России пользоваться иностранными самолетами

Смотрите видео по теме

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру