Нужно сказать, что если введенными санкциями западные партнеры хотели «добить» простых россиян и потащить их на Майдан, то они глубоко просчитались. У многих наших сограждан еще сильна привязанность к чебурекам, беляшам и русским пельменям. Без быстрого питания «Макдака» с голоду в городе они наверняка не помрут. Как и без родственной ему сети KFC, которая объявила о намерении закрыть 70 своих ресторанов днем позже, 9 марта.
Но вот что прикажете делать сотрудникам этих сетей? И тем предпринимателям, которые в свое время вложились во франшизу и построили практически свою собственную сеть — и «Макдоналдс», и KFC?
Правда, в последней компании уже заявили, что предприятия, работающие по франшизе, продолжат свою деятельность. Но по этой схеме работают и некоторые заведения «Макдоналдс», и «Бургер Кинг»… Какая судьба их ждет?
Бизнес в создание сети вложил очень крупные средства. Работают они, кстати, на территории России, на нашей картошке, овощах и цыплятах. Почему они должны закрываться по указке из какой-нибудь штаб-квартиры, расположенной где-то в Германии или Франции?
Какое такое будущее ждет (не будем скрывать — полюбившуюся россиянам) сеть ресторанов быстрого питания?
— Пока строить какие-то предположения о том, на какое время уходит эта сеть с российского рынка, рано, — считает кандидат экономических наук, ведущий программы «Сельский час» Игорь Абакумов. — Одно можно сказать: этот бизнес сильно пострадает. Российские поставщики ингредиентов — мяса, картофеля фри, салата «Айсберг», муки для булочек, кунжута — сегодня делают выбор: сеять эти культуры нынешней весной? Будут ли они востребованы? А если сеять — значит, необходимо искать других партнеров…
Мы не знаем цель этих санкций. Если они введены для того, чтобы, как говорится, нас просто взять на испуг, то российские производители могут быстро перестроиться. И тот же салат «Айсберг», как и различные ингредиенты для быстрого питания, поставлять в торговые сети — их с удовольствием будут раскупать.
На мой взгляд, это значит, что владельцы сети быстрого питания очень рискуют. И через какое-то время им будет не очень просто вернуться в Россию. Свято место пусто не бывает. И его с удовольствием займут другие мировые конкуренты, которые, как, например, «Бургер Кинг», с удовольствием займут в случае полного ухода «Макдоналдса» с рынка его мощности, потому что на этот бренд российские бизнесмены купили полную франшизу и стали независимыми от «материнской платы».
— Каков реальный выход?
— В экстренном порядке собирать ассоциацию держателей франшизы и образовывать свою сеть. Назвать ее, допустим, м-м-м… «Шаурма рус». Я думаю, что эта новая торговая марка очень быстро станет у россиян популярной.
…А пока всем поставщикам и партнерам, включая арендодателей помещений под рестораны «Макдоналдс», за подписью генерального директора «Макдоналдс в России» Олега Пароева разосланы письма следующего содержания: «Мы очень благодарны за долгосрочное сотрудничество и партнерство… и предлагаем вам в ближайшее время провести двухсторонние встречи для согласования и достижения необходимых договоренностей по дальнейшему взаимодействию».
Ну что ж, надежда умирает последней…