Мировые ретейлеры ликвидируют свои магазины в России: чем заменить

Сотрудникам зарубежных торговых точек грозят массовые увольнения

Зарубежные ретейлеры спешно покидают российский рынок. Развитие конфликта на юге-востоке Украины и обрушившиеся на нашу страну новые экономические санкции Запада вынуждают именитые торговые бренды отказаться от завоеванных в течение многих лет позиций, оставив после себя только призрачные обещания реанимировать свою деятельность после стабилизации геополитической обстановки. У рядового обывателя в сложившейся ситуации возникает несколько насущных вопросов: смогут ли отечественные производители оперативно заменить выпавшие из продажи товары, вернутся ли модные иностранные торговые марки обратно в Россию и, главное, насколько в результате вырастут цены.

Сотрудникам зарубежных торговых точек грозят массовые увольнения

Начиная со второй половины февраля, после включения западным миром очередных санкций против Москвы, с отечественного рынка ушло несколько сотен международных компаний, долгие годы успешно ведущих свой бизнес в нашей стране. Список потерь внушителен — в нем всемирно известные компании по производству и торговле обувью и одеждой, мебелью и аксессуарами: OBI и Zara, Mango и Hermes, IKEA и PRISMA… Одни из них предупреждают покупателей о частичных перебоях в поставках новой продукции, другие заводят речь о временной приостановке продаж, третьи категорично утверждают о полной ликвидации предпринимательской деятельности в России.

Сейчас наш рынок активно покидают зарубежные поставщики, закрывающие спрос на товары ежедневного потребления: парфюмерию и косметику, строительные и хозяйственные товары, мебель, одежные лейблы и так далее. Многие из «эмигрантов» обещают вернуться, однако такие посулы звучат неубедительно, поскольку ряд ретейлеров «подчистую» вывозят существующий ассортимент со складов и отставляют пустыми полки фирменных магазинов.

Как утверждают эксперты, для некоторых из зарубежных поставщиков уход с российского рынка является вынужденным поступком. Большинство из крупных торговых марок вряд ли по доброму желанию отказались бы от бизнеса в нашей стране даже в текущих условиях, которые они считают рискованными. К примеру, выручка на российском рынке шведского фэшн-ретейлера H&M, успевшего открыть в нашей стране около 150 магазинов, достигает $745 млн в год, а мебельный гигант IKEA по своему профилю занимает до 20% отечественного рынка, что давало компании прибыль в сотни миллиардов рублей. «Покидая российские торговые площадки, такие компании теряют не только заметную часть рынка сбыта, но и утрачивают коммерческие связи, за счет которых до последнего времени успешно развивали свой розничный сегмент», — полагает предприниматель Дмитрий Потапенко.

По словам бизнесмена, создание эффективного механизма, обеспечивающего полноценную деятельность торговой системы уровня супермаркета, требует привлечения не менее двух десятков известных зарубежных лейблов, а также существенных инвестиционных вложений. «Открытие самой элементарной многофункциональной распределительной базы требует расходов в $10 млн, а расходы на строительство и ввод в рабочий ритм сравнительно небольшого конкурентного торгового центра — уже более $20 млн. Учитывая затраты исключительно на обустройство ранее эксплуатируемых помещений и оформление необходимых новых документов, у зарубежных торговцев уйдет немало времени и сторонних издержек на восстановление своей деятельности. Поэтому сомнительно, что у львиной доли ушедших сейчас с российского рынка импортеров в ближайшем будущем возникнет желание вернуться обратно», — утверждает бизнесмен.

Возникновение дефицита ряда товаров, спрос на которые ранее удовлетворялся зарубежными поставками, по мнению главы правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрия Янина, будет сопровождаться ростом их стоимости. «Наценка будет приводиться как на предприятиях-изготовителях, так и в сбытовом секторе. Каждый из участвующих в торговой цепочке сегментов будет накидывать по нескольку процентов к розничному тарифу. Цены на некоторые товары зарубежного производства сразу вырастут чуть ли не вдвое, а российские аналоги со временем в течение нескольких месяцев подорожают на 30–40%», — полагает эксперт. По его мнению, справиться со скачками стоимости, к примеру продовольственной продукции, у правительства еще получится за счет дотаций и льгот близким к власти предпринимателям, но с обеспечением медикаментами, многие из которых не производятся отечественными фармацевтами, а только импортируются, придется значительно труднее — их расценки рискуют вырасти в несколько раз, поэтому без точечной государственной помощи приобретение необходимых лекарств окажется для рядовых россиян крайне затруднительным.

«Без зарубежных технологий и комплектующих россиянам придется ремонтировать давно гниющие в гаражах «копейки» и «шестерки», так как эти автомобили можно чинить на коленке, не используя импортных деталей, — считает Потапенко. — Даже конвейеры и комплектующие зарубежного производства, требующиеся для изготовления мясных полуфабрикатов из произведенных внутри страны продуктов, можно заменить, закупив детали через третьи страны, не предъявляющие России никаких санкций. Беда в другом: уход зарубежных компаний из нашей страны оставляет без работы сотни тысяч наших соотечественников, накормить которых государству по карману, но компенсировать и заменить интересную работу пока нечем».

Сюжет:

Новости СВО

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28738 от 9 марта 2022

Заголовок в газете: Россию вырывают из сетей

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру