«Рубль перестал быть свободно конвертируемой валютой»

Хотя экстренные меры ЦБ и Минфина спасли его курс от обвала

Первый день весны показал, что финансовую катастрофу в России после санкций за Украину удалось предотвратить, по крайней мере, в обозримой перспективе. Накануне, чтобы не допустить обвального падения курса национальной валюты, государство пошло на два беспрецедентных шага. Это, во-первых, экстренное повышение Центробанком ключевой ставки до 20%, во-вторых, инициированный Минфином указ, который обязывает компании-экспортеры продавать на бирже 80% своей валютной выручки. Обе меры сработали.

Хотя экстренные меры ЦБ и Минфина спасли его курс от обвала

Установленный ЦБ официальный курс доллара на 2 марта составил 91,7 рубля, евро — 102, 9 рубля. Это меньше, чем было в «черный понедельник», соответственно, на 1,8 и 1,5 рубля. Кстати, в случае с принудительной продажей на рынке валютной выручки экспортеров речь идет о полузабытом механизме, взятом из «лихих» 90-х. Сегодня, исходя из оценок ЦБ, это соответствует примерно $470–480 млрд в год, но без учета эффекта торговых санкций.  

Между тем геополитические факторы настолько мощны, что российским финансовым властям едва ли удастся замедлить очевидный девальвационный тренд. По словам эксперта Центра европейских экономических исследований Фридриха Хайнеманна, после введения всеобъемлющих санкций рубль перестал быть свободно конвертируемой валютой. Кроме того, отмечает Хайнеманн, номинированные в рублях ценные бумаги также «внезапно стали невостребованными на международных финансовых рынках». Будет затруднена и продажа за границу золота из «огромных золотых запасов» России объемом более 2 тысяч тонн. 

В ситуации невиданного форс-мажора Центробанк сделал все что мог. Ранее, весь 2021 год регулятор усиливал устойчивость банковской системы, диверсифицировал золотовалютные резервы в сторону отказа от доллара, купировал потенциальные перегибы избыточного кредитования, рассуждает старший аналитик компании Esperio Антон Быков.

Но события последней декады февраля, особенно понедельника (28 февраля), легли на него непосильной ношей: тут и блокировка ЗВР страны, и ожидаемое отключение от SWIFT ряда банков, и биржевой обвал рубля до 115 за доллар (в международной торговой системе EBS). Реакция мирового рынка на «адские» санкции против России опередила принятые ЦБ и Минфином стабилизационные меры.  

«Стоит вспомнить, что даже во время мирового экономического коллапса 2020 года курс рубля падал в пике на 35%, теперь же мы имеем обвал в 1,5 раза больше, говорит Быков. Очевидно, что рубль ждет долгий (как минимум, до конца 2022 года) период консолидации в широком коридоре, где будут заходы к уровням в 85-88 за доллар, и к 110-115 за евро».  

Решающий сдерживающий эффект имел указ относительно валютной выручки экспортеров. Он охладил пыл зарубежных спекулянтов, играющих против рубля, в частности, на бирже Forex. Американцы прямо заявили, что намерены обрушить его курс, то есть, речь идет о целенаправленной спекулятивной атаке, говорит финансовый аналитик Сергей Дроздов. По его словам, в мире это не редкость: подобным атакам не раз подвергалась турецкая лира, например, в 2018 году.

Но, в отличие от Турции, России есть чем ответить: это и продажа валютной выручки, и специфические биржевые инструменты. А вот повышение ключевой ставки, по словам Дроздова, мера иллюзорная и поддержкой для рубля не является. С 2017 года Минфин выступал за ослабление национальной валюты, можно сказать, планомерно ее гнобил — ради пополнения ФНБ. И это — при мегапозитивной внешней конъюнктуре: высоких ценах на энергоносители, металлы, низком госдолге, огромном профиците бюджета. Если бы до последних событий курс рубля находился в коридоре 60-70 за доллар (а не 70-80), сейчас была бы другая, не такая мрачная ситуация.

Стабилен ли рубль? Нет, но пока ему не угрожает ничего сверхъестественного. Волатильность отечественной валюты заметно снижает отсутствие нерезидентов на внутренних торгах, говорит старший аналитик ИАЦ «Альпари» Анна Бодрова. На ее взгляд, при сохранении текущих геополитических реалий доллар останется в пределах 90-110. Повышение процентной ставки имеет сравнительно растянутый во времени эффект, тогда как кризис ликвидности влияет на котировки «здесь и сейчас», отмечает, в свою очередь, финансовый аналитик FxPro Александр Купцикевич. 

Устойчивого разворота к росту от российской валюты стоит ожидать не раньше, чем появятся надежные сигналы о завершении боевых действий на Украине. Определенная стабилизация курса может произойти в диапазоне 100-110, если только не будет дальнейшего ужесточения санкций.

Сюжет:

Новости СВО

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28735 от 2 марта 2022

Заголовок в газете: «Деревянный» пока не утонул

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру