Убитый авиапром: Книвель призвал к срочным мерам спасения российской авиации

Убитый авиапром: Книвель призвал к срочным мерам спасения российской авиации

Все. Прилетели. Европа объявляет санкции, лишая нас «эрбасов», их обслуживания, страховок, комплектующих и запчастей – всего сразу. Факт неприятный. Но исключать его, определяя перспективы развития собственной авиаотрасли, было нельзя. Ведь в других сферах экономики, в том же банковском секторе, к примеру, заранее готовили подушку безопасности. Ну, что нам делать дальше? Комментирует экс-глава департамента авиапромышленности Минэкономики России Александр Книвель.

Убитый авиапром: Книвель призвал к срочным мерам спасения российской авиации

ЕС запретил российским самолетам приземляться, взлетать или пролетать над территорией Евросоюза. Ключевое слово - «взлетать». То есть речь идет о фактическом аресте парка самолетов российских авиакомпаний, которые не успели покинуть аэропорты стран Евросоюза.

По этому поводу, кстати, глава "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин заметил в Twitter, что авиакомпания госкорпорации «использует самолеты только российского производства (Ту-204, Ил-76 и другие) и никоим образом не зависит от западных санкций». «Мы всегда принимали во внимание колоссальные риски технологической зависимости от Запада и делали ставку на отечественного производителя, - не без гордости отметил глава госкорпорации. - Россия была великой авиационной державой. Сейчас ее вынуждают вновь ею стать».

Как назвать тех чиновников, которые всю свою профессиональную карьеру посвятили тому, чтобы поставить российскую авиаотрасль в полную зависимость от Европы и США? И ведь эти люди сейчас никуда не делись. У них все хорошо. Все по-прежнему при делах.

Долгие годы авиационные специалисты — конструкторы и производственники - на бесконечных «круглых столах», а журналисты — со страниц своих изданий кричали: что вы творите?! Авиастроение — государствообразующая отрасль экономики. Россия здесь не может вести себя здесь, как Финляндия, или Польша. Иначе в большой политике она тоже, как Финляндия или Польша, должна будет по первому же окрику вытянуться по стойке «смирно». 

При своих больших размерах и политических амбициях Россия не имеет права в авиастроении стать зависимой от кого бы то ни было, кто в критический момент легко использует эту зависимость!

Нас не слышали. Авиационные чиновники лишь с ухмылкой похлопывали по плечу и по-отечески объясняли: дескать, мир изменился, в нем теперь все от всех зависят. Потому в авиастроении наша плотная кооперация с Западом якобы даст нам доступ к их «уникальным передовым компетенциям» (как будто у России своих никогда не было).

Как тут в очередной раз не вспомнить великого Гоголя: «Что сынку, помогли тебе твои ляхи?» А еще задать два традиционных ментальных русских вопроса: кто виноват и что делать?

Разборки по поводу «кто виноват?», конечно, важны, чтобы другим неповадно было так поступать, но куда важнее решить - что делать-то? Задаю этот вопрос бывшему руководителю департамента авиационной промышленности Министерства экономики России Александру Книвелю.

- Выход из этой ситуации может быть только один, - считает он, - развитие  собственной авиационной промышленности. Ведь нас лишают не только европейских самолётов — заставляют вернуть те, что у нас есть сейчас, и запрещают  продавать новые, но даже лишают запчастей для наших «Суперджетов» ( SSJ-100) и МС-21.

Ни SSJ-100, ни МС-21 даже с проводимым импортозамещением все еще не являются чисто российскими самолётами, так как Минпромторг не удосужился локализовать производство их комплектующих в России. Так что сейчас нам эти машины ничем не помогут, а потому нечего на них пока тратить деньги, если все самолёты с иностранной начинкой будут точно так же подвергнуты санкциям.

- И какой может быть выход для российских авиакомпаний, хотя бы для внутренних перевозок по стране?

- Переходить на российскую технику

- Но её ведь нет! Остатки старых советских машин, что ещё летают, не могут обеспечить потребностей авиаперевозчиков.

- Я бы не говорил, что у нас так уж совсем ничего нет. Нужно быстро организовать производство.

- Производство чего? Мы, конечно, в трудное время всегда умели мобилизоваться. Но что производить?

- Считаю, что в Воронеже на ВАСО мы немедленно должны начать производство Ил-96-300 и Ил-96-400. Их куда-то там загнали, перестали строить. А сейчас, я считаю, необходимо начать их массовый выпуск.

- Классная машина. Мне пришлось в свое время участвовать в передаче этих самолетов Кубе. Там они прекрасно летают. Но сертифицирован ли этот самолет по европейским стандартам?

- Какая разница по каким нормативам он сертифицирован?

- Ну как же? Мы их построим, а нас в Европу на этих машинах опять не пустят. Военная операция на Украине не бесконечна, мы должны думать на перспективу.

- Для того чтобы на них летать в Европу, надо их сертифицировать по российским нормам. Это давным-давно сделано. Откуда взялось мнение, что для того, чтобы летать в Европу, нужно иметь сертификат Евросоюза? Многие так почему-то думают. 

Чего мы всё так носимся с этой Европой и Америкой? У нас свои нормы, свои правила. При этом есть международное соглашение, которое гласит: если мы более-менее признаём их правила сертификации, то они в ответ признают и наши. И такое признание как раз имеется. Так что мы можем спокойно летать к ним на самолетах с нашими сертификатами, а они, соответственно, к нам.

- Выходит, требуется лишь политическая воля, чтобы снова развернуть производство этих машин?

- Конечно. И делать это нужно срочно.

- Срочно у нас не получается, пока жареный петух клюнет.

- Так клюнул уже! Значит, нужно отставить пока те самолёты, с которыми есть какие-то проблемы, как, например, с Ил-112 — все равно не известно, когда он еще будет — и заняться теми, выпуск которых проще наладить быстро. Ил-96-300 в Воронеже уже делают. В президентский-то отряд они поступают. Просто надо развернуть это в большем масштабе, как изначально предполагалось и делалось.

- Этого все равно будет мало.

- В Казани на авиазаводе надо опять возобновить производство и начать выпускать Ту-214 с двухместной кабиной, как у Ту-204СМ. Это отличный последний вариант туполевской машины. Там всё уже была сделано, но от него отказались ради МС-21.

Естественно, нужно срочно бросать «Суперджет». Не тратить на него деньги, всё равно запчасти и комплектующие ему перестанут поставлять. Взамен срочно восстановить производство Ил-114 с двигателем ТВ7-117С и воздушным винтом СВ-34. Это можно сделать, к примеру, в Луховицах. Этот вариант был сертифицирован и годится для того, чтобы на нём уже завтра летали пассажиры…

Ну, что же. Очевидно, чтобы российские самолеты летали завтра, надо, чтобы были те, кто обо всем позаботится сегодня, раз уж не нашлось никого, кто сделал бы это вчера…

Читайте материал «Очередная реформа Сердюкова грозит похоронить надежды отечественного авиастроения»

Сюжет:

Новости СВО

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28734 от 1 марта 2022

Заголовок в газете: Убитый авиапром

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру