Новое значение ключевой ставки оказалось абсолютным рекордом. До сих пор максимумом являлись 17% — на этом уровне ставка ЦБ находилась в конце 2014-го - начале 2015 года, в самый разгар посткрымского кризиса. Как поясняет регулятор, его неординарное решение, связанное с «кардинальным изменением» внешних условий для российской экономики, приведет к столь же серьезному увеличению процентных ставок по банковским вкладам. Что, в свою очередь, должно компенсировать вкладчикам «возросшие девальвационные и инфляционные риски», «поддержать финансовую и ценовую стабильность и защитить сбережения граждан от обесценения».
Между тем у людей свой взгляд на события, свои ощущения и сообразная им модель поведения. Каждый пытается спасти свои кровные самостоятельно, штурмуя банкоматы, снимая валюту со счетов, нагнетая панику и раздувая финансовый ураган. Как следует из статистики ЦБ, 25 февраля объем наличных денег в обращении в России увеличился на рекордные 1,39 трлн руб. Такой инъекции кэша в экономику через банковскую систему не наблюдалось как минимум с 2011 года. За один этот день поставки наличных в кассы и банкоматы коммерческих банков выросли в 12 раз по сравнению с первым днем «военной операции» на Украине. И еще штрих к общей картине: Банк России в первый день объявленных валютных интервенций, 24 февраля, продал на рынке валюту на 84,8 млрд рублей. Также ЦБ разрешил банкам продавать валюты больше, чем у них есть резервов.
«В принципе, я одобряю решение ЦБ, - говорит заведующий лабораторией структурных исследований ИПЭИ при РАНХиГС Алексей Ведев. - Однако неопределенность настолько велика, а санкции настолько жесткие, что давать сейчас какие-либо прогнозы невозможно. Давайте подождем хотя бы несколько дней, пока геополитическая ситуация не придет в относительное равновесие. Если ЦБ установил ключевую ставку на отметке в 20%, это значит, что потенциальную инфляцию он оценивает в 15-17%, может, в 18%. Сейчас мы имеем дело с абсолютно истеричным курсом рубля, который никаким реалиям не соответствует».
По словам Ведева, в ближайшее время можно ожидать ограничений по биржевым торгам: инвесторам продавать активы по ценам «ниже плинтуса» нет смысла, лучше подождать. В целом, любая активность – как потребительская, так и рыночная - чревата убытками. Нашу банковскую систему не раз критиковали за избыточную долю государственного присутствия, но, когда в кризис из 10 крупнейших банков 9 – государственные, это делает ее более устойчивой. Единственно верное поведение для граждан – успокоиться, следить за новостями. «Если у вас валютный вклад, пусть себе спокойно лежит. Уходить в доллары и евро, пытаться вытаскивать их со счетов и из банкоматов – однозначно ошибочная тактика. Я уверен, не будет никаких конфискационных мер со стороны государства», - утверждает эксперт.
«Скорее всего, уровень в 20% не будет держаться долго: это все же экстремальная мера, - полагает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. - Сегодня регулятору приходится думать о том, чтобы любыми способами снизить волатильность на валютном рынке и способствовать стабилизации курса рубля. То есть на какое-то время этот инструмент поможет национальной валюте вернуться в умеренные рамки (вероятно, ближе к 90-100 рублям за доллар). Фактором ее стабилизации может оказаться и требование о продаже 80% валютной выручки на внутреннем рынке компаниями-экспортерами. Они тем самым будут гасить высокий спрос на доллары и евро, сдерживать их курсы».
Деев советует никому не торопиться - ни с открытием депозитов, ни с получением кредитов, ни с покупкой иностранной валюты: слишком велика нестабильность на рынках, в экономике и в политике. Ситуация может кардинально измениться буквально за час. «Остается только порекомендовать не поддаваться панике, попытаться снизить долговую нагрузку и не брать новых кредитов, а также по возможности формировать финансовую подушку безопасности», - говорит аналитик.
В ситуации со ставкой в 20% речь идет о фактической «заморозке» российской экономики, считает старший аналитик компании Esperio Антон Быков — ведь кредиты теперь станут заоблачно дорогими для реального сектора и бизнеса. «К сожалению, главный риск уже реализовался: рубль подешевел с начала года на 30-35%. И, учитывая высокую импортную зависимость России, сдержать рост инфляции в текущем году у ЦБ уже не получится. В годовом выражении она точно превысит рубеж в 10% к середине 2022 года и к концу года может оказаться в районе 15-20%. А реальные доходы граждан упадут, по опыту предыдущих санкционных кризисов, на 3-5% и более. Уже сейчас люди потеряли 30% покупательной способности своих рублевых сбережений, и ЦБ не в состоянии компенсировать им этот провал», - утверждает эксперт.
В этой ситуации россиянам не стоит предпринимать резких движений, советует Быков,особенно - покупать иностранную валюту, поскольку все задачи по ослаблению курса рубля уже выполнены и перевыполнены. Стоит присмотреться к рублевым инструментам с фиксированной доходностью - банковским депозитам в рублях, к ОФЗ и корпоративным облигациям.