«Северный поток-2», судя по всему, является одним из главных объектов новых экономических претензий Запада в связи с событиями на Украине. Самые резкие заявления следуют, естественно, из Вашингтона, уже давно считающего этот трубопровод «угрозой энергобезопасности Европы». По словам руководителя пресс-службы Госдепартамента США Неда Прайса, СП-2 фактически «вычеркнут из уравнения» (видимо, из формулы энергоснабжения стран Старого Света), причем такое решение принято Белым домом в тесном сотрудничестве Берлином. Одновременно Джо Байден ввел санкции в отношении оператора газопровода швейцарской фирмы Nord Stream 2 и ее исполнительного директора Маттиаса Варнига. «За счет совместных действий мы обеспечили, чтобы эта инвестиция стоимостью в $11 млрд стала просто куском стали, лежащим на дне моря», — подчеркнул представитель администрации США.
Официальные лица Германии, до самого последнего времени благосклонно относящиеся к российскому проекту, также переменили свою позицию и теперь решительным образом выступают против запуска трубы в эксплуатацию. После отказа Берлина от сертификации СП-2 глава Минэкономики ФРГ Роберт Хабек заявил, что «не видит перспектив запуска газопровода», а военная операция России на Украине вынудит его страну закупать энергоресурсы у других производителей углеводородов.
Разорвать связи с балтийской трубой решили и некоторые партнеры проекта: немецкая страховая компания Munich Re дезавуировала заключенный с российской стороной контракт, а Фонд защиты климата и окружающей среды Мекленбург - Передняя Померания, обеспечивающий противодействие санкциям США на этапе строительства СП-2 (на эти цели Nord Stream 2 потратил около 20 млн евро), отрекся от поддержки газопровода.
По мнению эксперта Финансового университета при Правительстве РФ Игоря Юшкова, немецкие власти с большим трудом принимают решение о заморозке СП-2, отдавая себе отчет, что в случае применения жестких санкций проект будет навсегда похоронен. ФРГ находится в непростом положении, поскольку соглашение о транзите российского «голубого топлива» через Украину истекает в 2024 году, после чего немцам придется заключать новый экспортный контракт с «Газпромом». Найти альтернативные источники сырья, равные по объемам поставок из нашей страны, за предстоящие два года у Германии вряд ли получится, а приобретение топлива на бирже в рамках кратковременных сделок, как показывает практика, оказывается в несколько раз дороже.
В связи с этим представители немецкого бизнеса пытаются все же протянуть СП-2 руку помощи. В частности, как заявил исполнительный директор Восточного комитета экономики Германии Михаэль Хармс, реализация газопровода не остановлена окончательно, а задержка с выдачей согласительных документов вызвана исключительно бюрократическими нюансами. В свою очередь, немецкая газета Handelsblatt сообщает, что ввод трубопровода теоретически возможен без сертификации регулятора, а штрафные издержки, которые придется выплатить Nord Stream 2, не превысят одного миллиона евро, что в сравнении с общими инвестициями проекта является незначительной суммой. Кроме того, в списке объявленных против трубопровода новых санкций не указана созданная оператором газопровода для прохождения сертификации в регуляторных ведомствах ФРГ немецкая дочка Gas for Europe, которой Берлин с юридической точки зрения может выдать разрешение на запуск газового маршрута. При этом, как заявили представители одной из крупнейших нефтегазовых корпораций Германии Wintershall, являющейся кредитором СП-2, в случае политического вмешательства в работу газопровода, Nord Stream 2 сможет добиться компенсации в суде за понесенные на строительство трубы издержки.
По мнению заместителя гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, ситуация вокруг нового российского газового маршрута в Европу складывается крайне противоречивая. «Берлин, с одной стороны связанный дипломатическим сотрудничеством с Вашингтоном, выступающем на стороне Киева, будет тянуть время с принятием окончательного решения относительно СП-2. С другой стороны, на власти Германии будут оказывать давление собственные инвесторы, вложившие в проект миллиарды долларов. Запуск новой трубы обеспечит европейский рынок дополнительными объемами энергоресурсов и снизит цены на «голубое топливо», выросшие после начала боевых действий на 35% — до $1400 за тысячу кубометров. Очевидно, что отказ от российского сырья обходится Евросоюзу слишком дорого, поэтому руководителям ведущих стран континента в самом ближайшем будущем придется разобраться со своими приоритетами», — полагает эксперт.