Так аналитики «Совэкона» «заметили аномальный экспорт российского зерна в Белоруссию. В страну ввезли пшеницы, сои и подсолнечника в сотни раз больше, чем обычно. Только договоров по одной сои – на 5,2 млн тонн. При том, что весь ее урожай в РФ — 4,4 млн тонн в год Таким образом, оформив необходимые документы на огромные объемы — в счет будущего урожая — до введения ограничений, трейдеры могли вывозить зерно и после запрета, ссылаясь на то, что поставки просто задержались по срокам. То же самое — с Казахстаном».
После этого Минсельхоз ввел плавающую экспортную пошлину на зерно. В случае если стоимость тонны зерна превышает $200 за тонну — поставщик уплачивает пошлину, которая составляет 70% разницы между индикативной ценой (среднее арифметическое ежедневных ценовых индикаторов) и базовой. Базовая цена на пшеницу - $200 за тонну, на кукурузу и ячмень - $185 за тонну.
Эта мера, по мнению аналитиков, может привести к еще более тяжелым последствиям. В опубликованном в июле 2021 года исследовании ВЭБ.РФ и ИКАР говорится, что введение экспортных пошлин может негативно повлиять на сельское хозяйство в долгосрочной и среднесрочной перспективе и привести к массовому банкротству мелких и средних аграриев. Что по мнению бывшего заместителя министра экономики Ивана Старикова, приведет к усилению и без того сильного влияния монополий на аграрном рынке.
Также «Новая» сообщает о проблеме средних и мелких аграриев с покупкой удобрений необходимых для посева зерна. «В феврале фермеры закупают удобрения, нужно время на их доставку до полей, фасовку… Россия занимает одно из первых мест в мире по производству удобрений. Что сейчас происходит: аграрий приходит на завод, а ему говорят — нет объемов, можем поставить только в мае. При этом сразу же находится спекулянт, который каким-то образом с этого же завода получил удобрения, и предлагает фермерам купить их на 25 процентов дороже. И так во всем», - цитирует газета специалиста, имеющего отношение к Минсельхозу.
По мнению, директора ВНИИ «Экология» Ивана Старикова, спекуляции на рынке действительно носят системный характер.
Молочные производители сильно зависят от производителей зерна и кризис аграриев безусловно потянет за собой и молочных производителей. По мнению опрошенных изданием экспертов, грядущий ценовой кризис можно было предвидеть. И последствия всего этого по болезненно скажутся на экономике к 2024 году, по мнению ВЭБ.РФ и ИКАР.