- Ключевую ставку используют в качестве инструмента борьбы с инфляцией, но цены продолжают расти. Почему повышение ставки ЦБ не работает?
Гойхман: «Повышение ключевой ставки Центробанка — классический способ борьбы с ростом цен. Регулятор делает деньги дороже. Это означает, что их становится труднее и менее выгодно получать, направлять на покупки. Потребительский спрос становится относительно ниже. Проценты по кредитам выше, и соответственно, привлекать займы для потребительских расходов людям труднее. Одновременно увеличивается доходность депозитов, люди охотнее несут средства во вклады в банках, в облигации, и в меньшей степени — в магазины. Всё это теоретически уменьшает «навес» избыточного платёжеспособного спроса над предложением денег. И продавцы уже не могут повышать цены так, как прежде — не хватает платёжеспособного спроса. Так действует механизм в теории. Но в основном в том случае, когда причина инфляции — действительно в избыточных деньгах, когда они увеличиваются «на руках», в доходах быстрее, чем производство товаров и услуг. Это «инфляция покупателей», как называют её экономисты. С ней достаточно успешно борются центробанки повышением ставки. Но ведь у россиян основная проблема — в другом. Как правило, у большинства нет не только «лишних» денег, во многих случаях и на обязательные расходы средств не хватает».
Карпунин: «Увеличение ключевой ставки призвано поменять поведение населения: с потребления в пользу сбережения. Процесс борьбы с инфляцией не быстрый, особенно когда устойчивый рост внутреннего спроса опережает возможности расширения производства по широкому кругу отраслей. На этом фоне предприятиям легче переносить в цены возросшие издержки, в том числе связанные с ростом цен на мировых рынках. Вслед за ценами, на фоне низкой безработицы (у нас дефицит трудовых ресурсов!), активно разгоняются темпы роста зарплат, что, в конечном счете, также сказывается на увеличении спроса и еще сильнее разгоняет цены».
- В чем же причины нескончаемого подорожания товаров и услуг?
Гойхман: «Главные причины роста цен лежат на стороне затрат на производство и импорт товаров. Повышаются издержки из-за подорожания сырья, материалов, комплектующих, оборудования, причём, прежде всего, импортных. Последствия пандемии — антикризисная «накачка» деньгами мировой экономики от ведущих центробанков, нарушение цепочек поставок, относительное сокращение в прошлые месяцы производств, в частности, энергоносителей. Рост курсов валют к рублю делает закупки ещё дороже. А тут ещё и традиционный российский монополизм производителей и торговли, который позволяет держать высокие цены. Это «инфляция продавцов». На неё не так сильно воздействует увеличение ставки, поскольку она слабее влияет на главные причины инфляции. Поэтому-то неоднократное увеличение ключевой ставки в прошлом году не в силах было остановить проклятые цены».
Карпунин: «Причины инфляции не только внутренние, но и внешние. Рост цен наблюдается по всему миру вслед за подорожанием сырьевых товаров. Перебои с поставками и локальные дефициты на фоне восстановительного спроса после пандемии привели к сильным перекосам».
- Поможет ли очередное повышение ключевой ставки остановить повальный рост цен?
Гойхман: «У ЦБ нет достаточной возможности, механизмов, инструментов и полномочий влиять на драйверы инфляции. Он использует то, что может. Подавление спроса удорожанием денег постепенно может сыграть свою роль. Но многие товары повседневного спроса необходимы настолько, что их покупают по даже высоким ценам — продукты питания, бытовые товары, одежду… Поэтому мера ЦБ не остановит такую инфляцию. Она постепенно станет снижаться по мере ослабления внешних факторов.
Пока же рост ставки будет увеличивать доходность вкладов и удорожание потребительских кредитов. Для рубля это тоже позитив, поскольку повышение доходности и ставок по российским активам, в частности, гособлигациям, станет привлекать больше валютных средств от иностранных инвесторов. Что повысит привлекательность рублевых активов, приток валюты, спрос на рубль и его курс. Но нужно учитывать, что будут и противоположные, негативные факторы для рубля».
Карпунин: «Банк России выбрал путь таргетирования инфляции (режим денежно-кредитной политики, конечная цель которого — ценовая стабильность). Он продолжает последовательно придерживаться этой тактики. В доковидные годы эти меры привели к тому, что инфляция в стране опускалась уверенно ниже 3%. Но сейчас мы столкнулись с серьезным ростом цен, что характерно не только для нашей страны, но и в целом для всего мира. Важно бороться с высокими инфляционными ожиданиями населения. Очередное повышение ставки ЦБ в любом случае окажет сдерживающее влияние на инфляцию. Обычно это происходит с лагом как минимум в полугода. Кроме того, важным фактором в пользу замедления инфляции в ближайшие месяцы станет эффект высокой базы прошлого года. Надо понимать: без действий ЦБ инфляция сегодня была бы гораздо выше».