По данным аналитиков, гражданами России открыто несколько миллионов криптовалютных кошельков, объем средств на которых составляет около 2 трлн рублей. Ранее Банк России был настроен категорически против использования в стране «суррогатных денег» и даже выпусти 20 января доклад, в котором призвал запретить все операции с криптовалютой. А вот Минфин никогда не поддерживал столь радикальные меры, выступая за легализацию этого рынка и обложение его участников налогами. Судя по всему, именно этот подход одержал победу в ведомственном противостоянии. Правительство утвердило концепцию Минфина по регулированию криптовалют, следует из протокола совещания у вице-премьера Дмитрия Григоренко.
В своей концепции Минфин предлагает проводить все операции с криптовалютами через российские банки, устанавливать личность держателей криптокошельков и разделить клиентов на квалифицированных и неквалифицированных инвесторов. В ведомстве считают, что проведение операций через банки позволит обеспечить надлежащий контроль за такими операциями и идентификацию всех участников. Чтобы совершать их, клиентам нужно будет пройти упрощенную или полную идентификацию и открыть электронный кошелек в банке. Для контроля платежей будет использован сервис «Прозрачный блокчейн» - это система анализа криптовалютных транзакций с помощью искусственного интеллекта, за организацию разработки которой летом 2020 года брался Росфинмониторинг. При этом в России будет разрешена работа иностранных криптобирж, но для этого им надо будет открыть свое представительство. Надзорные функции предлагается распределить между ЦБ, Минфином, Росфинмониторингом, ФНС, Минцифры и Генпрокуратурой.
Мнения о том, насколько эффективной будет для рынка предложенная концепция, среди экспертов кардинально разошлись. «Минфин прислушался к рынку и сделал правильный шаг: выбрал не запрет, а его регулирование,- говорит Александр Бражников, исполнительный директор Российской ассоциации криптовалют и блокчейна (РАКИБ).- Он прописал операторов цифрового обмена, ими могут быть российские и иностранные компании. В предложенных рамках на российский рынок могут войти и работать мировые биржи. Да, необходимо будет осуществлять идентификацию, но поверьте мне, мировые биржи сейчас проводят все эти действия еще в большем масштабе и на уровень глубже любого российского банка». Майнерам в России нужны правила для нормальной работы, в том числе и адекватные налоги, а не 50 – процентные, как некоторые предлагают, добавляет эксперт.
«На фоне регуляторного прогресса Россия может занять лидирующие позиции на мировом рынке цифровых финансовых активов, - считает Игорь Рунец, генеральный директор BitRiver. - Это даст дополнительный толчок развитию цифровой экономики и майнинга в России». Более половины крупнейших банков мира уже инвестировали в криптовалюту и блокчейн-проекты, напоминает наш собеседник.
Но противоположный лагерь экспертов утверждает, что принятая концепция мало чем отличается от полного запрета, на котором настаивал ЦБ РФ. «Мне кажется это решение избыточным и чрезмерно репрессивным, которое только увеличит долю теневого криптобизнеса. Потому что ради покупки $1000 в крипте мало кто захочет возиться с открытием криптокошелька в госбанке, кучей документации, тестированием на знание цифровых валют и прочее», - говорит Эдуард Ким, партнер BaksDAO. Люди охотнее пойдут на иностранную биржу или в обменник, где получат желаемые цифровые монеты. Да, возможно, они нарушат закон, но их к этому вынуждает законодательство, считает эксперт.
«Прописанные инициативы полностью убивают сложившийся рынок, и в таком виде работать не будут, - уверен Сергей Менделеев, директор InDeFi Smart Bank. - Покупать биткоины через личный кабинет с полной идентификаций, а то еще и после сдачи экзамена на квалифицированного инвестора - над нами весь мир будет смеяться. Тут на самом деле даже нечего обсуждать, кроме того, какие будут наказания предусмотрены за работу без соблюдения этого закона и как мы будем работать на черном рынке в условиях таких запретов и наказаний». В концепции вообще отсутствуют такие ключевые понятия современного криптомира, как «майнинг» или «децентрализованные финансы», отмечает эксперт. Говорить о каком-либо внятном регулировании без этих понятий просто не имеет смыла. «Розовые мечты регуляторов о возможности собрать триллион рублей в год налогов в год с криптоотрасли не имеют вообще ничего общего с реальностью. Я публично предложил пари, что за год не будет собрано даже миллиарда рублей и пока никто со мной не поспорил» - подытожил эксперт.