Авиабилеты на международные рейсы с начала зимы подорожали: на каждые 100 евро цены билета пассажирам впредь нужно будет заплатить дополнительно 500 рублей, а на каждые $100 — 700 рублей. Произошло это из-за ослабления рубля. За последние пару месяцев курс российской валюты просел примерно на 10%.
Долю валютных затрат в конечной стоимости авиабилетов можно оценить в 30–35%: сюда могут относиться лизинговые платежи, страхование воздушного судна, расходы на техническое обслуживание (ТО) иностранной техники или ТО, осуществляемое за рубежом. Косвенное влияние валютные скачки оказывают и на заработные платы сотрудников авиакомпаний: рост курса валюты приводит к повышению инфляции и необходимости индексации зарплат. Из-за роста издержек все авиаперевозчики перекладывают свои затраты на пассажиров. На этом рынке действует принцип «все равно купят». Но всему есть предел. Средняя цена авиабилета в России за последний год уже выросла на 15%.
В цене билета в первую очередь учитывается стоимость авиакеросина, которая меняется в зависимости от курса рубля, отмечает финансовый эксперт Светлана Самойлова. Кроме того, в стоимость закладываются расходы авиакомпаний на лизинг и техническое обслуживание авиатехники, услуги аэропортов, зарплату персонала, аэронавигацию и т.д. «Поскольку самолеты в стране преимущественно иностранного производства, цена автозапчастей (которая будет расти на фоне ослабления рубля) также будет вносить свою лепту в подорожание авиабилетов», — рассказывает она.
По словам старшего аналитика компании Esperio Антона Быкова, международные направления авиасообщения более подвержены влиянию валютных скачков: доля затрат авиакомпаний здесь выше. «Цены на авиабилеты будут дорожать и дальше. Если есть возможность приобрести их заранее, это нужно сделать: купленные билеты за месяц и более стоят на 20–30% дешевле, чем если покупать их за неделю или несколько дней до вылета», — продолжает Быков.
Если посмотреть сейчас на карту международных полетов российских авиакомпаний, можно увидеть, что существенный объем перевозок в весенне-летний сезон будет приходиться на Турцию или Египет, говорит исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев.
«Если планировать путешествие в Турцию, то вполне рационально купить авиабилет уже сейчас. Конечно, в зависимости от курса стоимость может меняться и в ту, и в другую сторону. Но думаю, что сейчас наиболее подходящие условия для того, чтобы забронировать летнее путешествие», — считает собеседник «МК».
В то же время, если говорить о европейском рынке, то для большинства граждан многие страны по-прежнему остаются недоступными из-за ковидных правил. Следовательно, динамика стоимости билетов не так важна, говорит Пантелеев. «Существующая курсовая волатильность не позволяет спрогнозировать, что будет с ценами. Если текущая стоимость устраивает, то вполне можно покупать билеты сейчас. А если речь идет не о туризме, а о других целях поездки, таких как лечение, то тут уж извините: если припрет, заплатишь любые деньги», — утверждает он.
Эксперт также рекомендовал путешественникам либо выбирать тариф, позволяющий без штрафных санкций менять дату вылета, либо приобретать дополнительную страховку. Такие варианты будут ощутимо дороже, но лучше потерять в деньгах, но приобрести защищенность и гибкость в эпоху меняющихся пандемийных правил.
«Туристы могут снижать стоимость полета за счет приобретения билетов у более бюджетных перевозчиков, или в экономкласс, или без питания. Так что возможность сэкономить есть, — говорит заместитель руководителя ИАЦ «Альпари» Наталья Мильчакова. — Скорее всего, рост цен на билеты по итогам 2022 года составит 10–15%».