Ранее Литва ввела ограничения на использование компанией «Беларуськалий» Клайпедского порта для экспорта калия. А затем объявила, что заключенное в 2018 году соглашение между «Литовскими железными дорогами» и белорусской компанией противоречит национальной безопасности страны и объявила о расторжении договора. Это значит, что Вильнюс больше не принимает поезда, которые транспортировали белорусский калий в порт Клайпеды для отгрузки.
Белорусские власти неоднократно пытались договориться с Литвой, но от диалога там отказались. Минск даже грозил, что перенаправит собственные грузы в российский порт Усть-Луга, но стоимость такой перевалки выходила гораздо выше и совершенно бы себя не оправдала. В итоге, было принято решение ответить на действия Вильнюса зеркально – запретить на своей территории перевозку товаров, следующих из Литвы железнодорожным транспортом. Прежде всего это затронет нефтепродукты, химические и минеральные удобрения, загруженные на станциях «Литовских железных дорог». Решение вступит в силу 7 февраля.
«Через литовский порт шла львиная доля калийных удобрений, который являются золотой жилой белорусской экономики. В данном случае Литве обойти Беларусь гораздо легче, чем белорусам найти обходные пути по калийным удобрениям. Во-первых, нужно учитывать расстояние между Беларусью и портом Клайпеда. Во-вторых, логистическая инфраструктура - и портовая, и железнодорожная давно была обкатана. Искать альтернативные пути тут будет достаточно проблематично», - отмечает белорусский экономист Ярослав Романчук.
Среди возможных транзитных путей – доставлять грузы через Россию.
Экономист Андрей Суздальцев считает, что таким способом Минск пытается ввязать в санкционную войну с Западом и Москву. Отрезав путь в Литву, Белоруссия ставит под удар Калининград, поскольку именно этот путь использовался для доставки грузов в регион. «Белоруссия ввела ограничения только для нефтепродуктов и еще пары товаров, которые курсируют между Литвой и Украиной. Киев традиционно покупает литовские нефтепродукты и везет их к себе транзитом через Белоруссию. Эта поставка существенная, но не критичная, поскольку 60% она закупает у белорусских НПЗ, которые перерабатывают российскую нефть. Но есть другая проблема – все эти перекрытия в итоге ударят по Калининграду, куда Россия направляет большое объем энергоносителей», - считает Суздальцев.
Чтобы доставить грузы в западный регион, российские власти должны будут задействовать порты, прежде всего в Санкт-Петербурге, что существенно увеличит нагрузку на него. Таким образом, по словам эксперта, наказывая Литву, белорусы наказывают и Россию.