В минувшем декабре глава ЦБ Эльвира Набиуллина выступила против использования российской финансовой инфраструктуры для сделок с криптовалютами. По ее словам, они «несут большие риски для розничных инвесторов из-за высокой волатильности и использования в незаконной деятельности, поэтому мы не можем приветствовать вложения в такого рода активы».
Объем операций российских физических лиц с криптовалютами может достигать $5 млрд (свыше 350 млрд рублей.). Как говорится в докладе ЦБ, в основном криптовалюты покупают ради спекуляций, инвестиций, переводов за рубеж и ухода от требований по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма. Между тем, в августе 2021 года Россия вышла на третье место по объему майнинга биткойна — на ее долю приходится 11,23% вычислительных мощностей. Доля российских пользователей на различных криптобиржах варьируется в пределах от 7% до 14,5%.
Как отмечают авторы доклада, массовая покупка криптовалют населением чревата оттоком капитала из страны и ослаблением курса рубля; рост их популярности увеличивает риск перетока средств из банковских депозитов в криптовалюты. Но главное – возникает серьезный риск подрыва денежного обращения и утраты суверенитета национальной валюты.
«Нам не стоит ориентироваться на мировой опыт и доводы айтишников, для которых существует только техническая сторона вопроса, - говорит финансовый аналитик, кандидат экономических наук Михаил Беляев. – Основная опасность криптовалюты в том, что, когда она получает в стране разрешительный режим обращения в качестве платежного средства, то фактически становится вторым, параллельным эмиссионным центром. Тем самым размывается статус единого эмиссионного центра, выпускающего национальную валюту. И это – колоссальной силы удар не только по денежному обращению и денежной массе, но, как следствие – по всему экономическому механизму государства».
Сальвадор, официально разрешивший хождение биткоина как денежной единицы (а не как актива, который можно покупать и продавать) – нам точно не указ, говорит Беляев. В этой стране, которую на экономической карте мира не найти и с лупой, собственной валюты нет уже лет 20, соответственно, власти могут делать в финансовой сфере все, что им вздумается.
В то же время одним из первых хождение у себя криптовалют запретил Китай, после чего китайские майнеры массово «мигрировали» в Казахстан. Так что с точки зрения глубинного экономического смысла и национальной безопасности инициатива Центробанка РФ абсолютно правильная. «Представьте, - резюмирует Беляев, что у каждого россиянина на столе стоит принтер, на котором он может печатать рубли по мере необходимости. Это же абсурд!»