Тем не менее инфраструктурные проекты весьма сложны из-за многоуровневости последствий своей реализации.
Рассмотрим это на примере одного из кажущихся бесспорными проектов – строительстве международного аэропорта на горнолыжном курорте Шерегеш, ставшего уже именем нарицательным.
Казалось бы, какие могут быть вопросы? Один из подлинных символов не Кузбасса, а всей современной России, символ блистательного успеха, синоним радости и счастья, курорт Шерегеш заслуживает аэропорта, и точка!
И как могут быть не правы власти Кузбасса, объявившие о его необходимости?
Но первое, что бросается в глаза, — оценка стоимости строительства. В 2019 году руководство Кемеровской области говорило о 3,2 млрд руб., а в 2021-м, после резкого удорожания материалов – лишь о 2,8 млрд для строительства взлетно-посадочной полосы. Между тем аэропорт, насколько можно судить, должен находиться в горах, что увеличивает оценки, на мой взгляд, до 14-15 млрд руб.
Таким образом, неясна сама экономика проекта, особенно с учетом того, что Шерегеш (в отличие от тех же Сочи) – сезонный курорт. Да, «сезон» длится весьма достойные 4-5 месяцев, но в остальное время загрузка аэропорта будет низкой.
Существенно, что аэропорт Шерегеш будет рассчитан на туристов в основном из западных регионов страны — в то время, как курорт принимает прежде всего жителей Сибири, чьи запросы значительно скромнее условных «столичных». Он не обладает сервисом, соответствующим ожиданиям туристов из западных регионов — и не понятно, сможет ли в обозримом будущем создать эти сервисы.
В то же время общее снижение уровня жизни, которое продолжится и в обозримом будущем, обострит конкуренцию за этих туристов — и Шерегеш вряд ли сумеет выиграть ее.
Таким образом, налицо классическая ошибка проектировщика: аэропорт ориентирован совсем не на тех туристов, на которых ориентируется курорт.
Кроме того, третий международный аэропорт очевидным образом станет избыточным для Кузбасса с населением в 2,6 млн чел. (для сравнения: агломерация Большой Москвы с населением минимум в десять раз больше располагает лишь четырьмя международными аэропортами, служащими к тому же хабами для всей страны).
Так ли уж нужен новый аэропорт региону, в котором немало других первоочередных проблем? Зачем тратить десятки бюджетных миллиардов на сезонный аэропорт? И неужели Кузбассу недостаточно двух существующих международных аэропортов в Кемерове и Новокузнецке?
Более того: ориентированные на нужды населения, а не туристов аэропорты Кемерова и Новокузнецка лишатся необходимой им модернизации. Между тем их взлетно-посадочные полосы построены более 30 лет назад и нуждаются в реконструкции; срок эксплуатации взлетно-посадочной полосы в Кемерове и вовсе заканчивается в 2024 году. Ее реконструкция уже запланирована государством — но если бюджетные средства уйдут в Шерегеш, о ней, скорее всего, придется просто забыть.
А на бюджетных средствах следует заострить внимание особо. Сейчас о проекте говорят как о частных вложениях миллиардера Троценко (Новапорт). Но его менеджеры сообщают, что планируют привлечь и другие средства, в том числе бюджетные. И речь, вероятнее всего, о привлечении денег федерального центра. Получается неплохая история за казенный счет. Понимает ли все эти проблемы губернатор Сергей Цивилев или его просто ввели в заблуждение?
Высвобожденные средства (в основном федерального бюджета) можно будет направить на решение других насущных инфраструктурных проблем – и Кузбасса, и Сибири в целом (достаточно вспомнить, например, об отсутствии железнодорожного сообщения в Туве).