Минсельхоз придумал, как не уничтожать легальные вина, которые не соответствуют требованиям 345-ФЗ (Закона
«О вине»). На словах ведомство пообещало участникам рынка, что проверок на соблюдение закона не будет до 1 марта.
Официальный же мораторий на проверки завершился 31 декабря, а по законам о виноделии и обороте алкоголя продукция с ложными этикетками является фальсификатом и подлежит уничтожению или отправке обратно в страну происхождения. В связи с этим участники рынка еще в конце прошлого года предупреждали о риске уничтожения миллионов литров вина на 15 млрд руб.
Решение о продлении моратория до начала весны было принято 13 января в ходе совещания, рассказывает руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин. «До 1 марта поручено нанести на продукцию, произведенную или ввезенную после 2 июля 2021 года, специальные стикеры, на которых будет указана корректная формулировка вида продукции (например, не шампанское, а игристое из Шампани, или газированные винные напитки, фруктовые винные напитки и газированные фруктовые винные напитки). Решение торговых сетей о возврате остатков проблемной продукции поставщикам воспринимается Минсельхозом отрицательно. По этой причине Ассоциацию компаний розничной торговли (АКОРТ) попросили вмешиваться в ситуацию в случае наличия таких примеров, чтобы не допустить массовых возвратов», — отмечает он.
Шапкин напомнил, что сам закон принимался скоропалительно. В декабре 2019-го Госдума и Совфед приняли документ без единой поправки, в то время как на него поступило порядка 180 замечаний, в том числе от правительства и Государственно-правового управления президента. В результате закон №345-ФЗ о новых требованиях классификации винодельческой продукции вступил в силу уже со 2 июля 2020-го.
345-ФЗ направлен в первую очередь на сокращение фальсификата на рынке алкогольной продукции в России, ведь это очень серьезная проблема. По некоторым данным, до 50% продукции в стране является незаконной: по ней не платятся положенные акцизы, она не имеет необходимых сертификатов, считает управляющий партнер коммуникационного агентства B&C Иван Самойленко.
«Закон принят в интересах российских производителей, которым часто приходилось конкурировать с товаром из соседних стран, не имеющим нужных разрешительных документов, с «серым рынком». Сейчас ситуация должна измениться, что в интересах как граждан, так и легального бизнеса», — полагает эксперт.
Павел Шапкин считает иначе. По его мнению, закон принимался в первую очередь для того, чтобы расчистить рынок, магазинные полки для отечественного вина. И никто этого не скрывал. «Сейчас абсолютно все виноторговые компании сидят и думают, а что им теперь делать. Их представители пытаются разгадать правила игры, зашифрованные в законе», — продолжает собеседник «МК».
Последствия для потребителей непредсказуемы, отмечает эксперт. В первую очередь это связано с тем, что договоренность о введении моратория на проверки имеет только устную форму. «Наверняка в некоторых торговых точках будут возникать нервные ситуации. Ритейлеры могут начать отказывать поставщикам в приеме их продукции из-за нежелания нарваться на возможные штрафы. Либо сети могут предложить распродавать такое вино с большим дисконтом, чтобы побыстрее избавиться от «сомнительного» товара. Поставщики, скорее всего, пойдут на такие условия: возврат товара обратно производителю обойдется намного дороже. Так что, думаю, потребителям следует ожидать скидок», — полагает Шапкин.
Добавим от себя, что этот вариант выглядит куда более оптимистично, чем бессмысленное уничтожение миллионов бутылок вполне качественного и недешевого импортного вина...