Период адаптации отечественной экономики к вызовам пандемии завершен, и теперь «нужно двигаться дальше». По словам Мишустина, правительство потратило много усилий на поддержку граждан в борьбе с коронавирусом, а наибольшую поддержку получили родители с детьми и регионы: снизилась кредитная нагрузка, кредиты получилось реструктуризировать на 220 млрд рублей, а также предоставлялись денежные ресурсы для развития инфраструктуры.
В свою очередь федеральный бюджет был выполнен с профицитом, а для координации действий по развитию российской экономики кабинет министров разработал единый план, включающий 42 новых стратегических инициатив, каждая из которых направлена на повышение благосостояния людей и укрепление позиций государства на всех мировых экономических площадках.
Для реализации объявленных планов правительства необходим прочный фундамент, созданию которого в российской экономике будет способствовать увеличение ВВП не менее чем в 3% в год. Продолжить движение в положительном тренде позволит утвержденная правительством стратегия развития отечественного рынка на ближайшие 5 лет. В частности, должны повыситься вложения в развитие новых технологий микроэлектроники, предусмотрены масштабные вливания в инфраструктуру, в том числе в развитие дорог, связывающих Россию и Китай.
Независимые финансовые эксперты относятся к обещаниям властей с большим недоверием. Одним из главных факторов, определяющих отечественный денежный потенциал, станет состояние мировой экономики. Вероятность высокой международной продовольственной инфляции останется высокой, что будет негативно влиять на цены в магазинах. Проект федерального бюджета предусматривает сокращение расходов на 2% по отношению к 2021 году. По мнению аналитиков инвестхолдинга «Финам», такой жесткий подход представляется слишком амбициозным. Более того, по оценке вице-президента Российского топливного союза Рината Фаттахова, стоимость бензина в нашей стране за первые 10 дней нового года подскочила 0,4%. По итогам прошлого года рост тарифов горючего на АЗС, во многом влияющих на цены большинства повседневных товаров, опередили общие инфляционные тренды.
По мнению директора департамента Института современного развития Никиты Масленникова, предложенные чиновниками в качестве координационных мер по развитию отечественной экономики проекты носят исключительно умозрительный характер, и не до конца ясно, сколько средств придется потратить на их реализацию. Сроки подготовки правительственных инициатив также весьма условны. Стабильный ежегодный рост экономики в 3%, обозначенный Мишустиным, давно заложен в новую финансовую трехлетку кабинета министров. Прогнозы независимого экспертного сообщества ограничиваются прибавкой в 2,5% к ВВП России, а самые консервативные предположения предполагают, что этот показатель из-за высокой инфляции и геополитических рисков с трудом преодолеет рубеж в 1,5%. «Добрать оставшиеся полтора-полпроцента окажется не так просто, как следует из слов премьера. Российские регионы вместо увеличения налоговых сборов требуют рекордных дотаций из центра, а цены на энергоресурсы, пока находящиеся на высоком уровне, рискуют заметно просесть и не стать залогом экономического подъема. Поэтому для выхода на заявленный уровень развития финансового сектора страны государственным профильным ведомствам придется серьезно поработать», — предупреждает эксперт.