Нефтяная рента всем гражданам: как это устроено в Кувейте

К совершеннолетию можно накопить полмиллиона долларов

Россия - одна из богатейших стран мира по запасам нефти и газа. Но обычным гражданам от богатств российских недр не достается почти ничего. В пример справедливой дележки природных богатств нам ставят страны Ближнего Востока, где жителям открывают специальные «нефтяные» счета с рождения, и на них к совершеннолетию накапливаются сотни тысяч долларов. Как этот механизм работает в странах Персидского залива и насколько он применим у нас в России, рассказали эксперты.

К совершеннолетию можно накопить полмиллиона долларов

Систему социальной поддержки граждан в виде выплаты всем гражданам страны «нефтяной ренты» до сих пор могли себе позволить только самые богатые нефтедобывающие государства Персидского залива — Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Кувейт и Катар, рассказал старший преподаватель Школы востоковедения факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Андрей Чупрыгин. В Саудовской Аравии также есть аналогичные программы, но они не всеохватные и не настолько впечатляющие, как в трех вышеназванных государствах.

В ОАЭ, Кувейте и Катаре система «нефтяной ренты» выглядит примерно одинаково. При рождении ребенка в семье, где оба родителя являются гражданами данной страны, ему открывается накопительный и пополняемый счет. Во всех трех странах речь идет о сумме в местной валюте, эквивалентной в среднем $3 тыс.

Собственно, размер такой выплаты установлен законом, который очень подробно и вариативно описывает, кому и сколько положено. Причем во многом это зависит от конкретной цены на нефть в момент рождения младенца. Если стоимость барреля высокая, а до начала пандемии таковой считалась любая цена выше $46 за «бочку», то сумма будет эквивалентна $3 тыс, а если цена углеводородного сырья на внешних рынках снижается, выплата также по закону происходит в уменьшенном объеме. В основном подобная «адаптация» выплат идет за счет курса местной валюты к доллару.

Когда цена барреля снижается, то валюты всех нефтедобывающих стран дешевеют, поэтому в долларах сумма выходит меньше, а в местной валюте она равна той, что утвердил Минфин данного государства при формировании бюджета. Поправка на пандемию важна, потому что сейчас все правила подобных выплат пересматривается и даже сами власти стран Персидского залива пока не определились, как они в ближайшие годы будут считать размер «нефтяной ренты».

Счет новорожденного гражданина обладает всеми параметрами банковского депозита – он накапливает процент, пока ребенок растет. Кроме того, он пополняемый, то есть, родители или другие родственники, если у них есть такое желание и возможности, могут вносить деньги на этот счет. Но использовать его в своих целях они не имеют права, только пополнять.

Как показывает статистика, в Кувейте и Арабских Эмиратах ребенок, достигший совершеннолетия, в свои 18 лет может иметь на счете сумму в среднем порядка $100 тыс. А в Катаре совершеннолетний гражданин может оказаться владельцем капитала в размере аж $500 тыс. Такая разница складывается, прежде всего, из-за процентных ставок центробанков в этих государствах.

Катар — самая богатая страна региона, она является самым крупным поставщиком природного газа в Юго-Восточную Азию, поэтому проценты на «детские» счета здесь выше, чем по остальным видам вкладов. Кроме того, как правило, хорошо обеспеченные родственники в этом государстве стремятся буквально наперегонки пополнять счета детей — это что-то вроде национальной традиции.

Девочкам везет меньше

Депозит открывается всем новорожденным — и мальчикам, и девочкам. Но при этом, как отмечает Андрей Чупрыгин, в Объединенных Арабских Эмиратах, например, по достижению совершеннолетия гражданин может получить на счет $4 тыс., а может $400 тыс., выраженных в местной валюте. Итоговая сумма так сильно варьируется, поскольку зависит от множества факторов: от финансовой ситуации в государстве, то есть, политики Минфина и процентных ставок местного центробанка, от материального положения семьи, родственных связей, которые очень сильны в этой стране, наконец, от того, как близко к правящей династии находится семья, в которой родился новый гражданин ОАЭ. Чем ближе, тем большие выплаты он может получить. 

ОАЭ

«И часто выходит так, что девочки в результате всех факторов на свои счета получают несколько меньше. Потому что есть негласное представление, что мальчик, когда вырастет, начнет активно работать и приносить доход стране, а девочка – выйдет замуж и будет заниматься хозяйством», - утверждает эксперт. Впрочем, по его словам, на официальном уровне это не провозглашается и не озвучивается, чтобы власти государства не прослыли в мире оплотом дискриминационной политики по гендерному вопросу. «Это очень важно для стран Персидского залива, которые позиционируют себя на мировой арене как современные государства, защищающие демократические ценности», - добавляет Чупрыгин.

Открытый государством счет до совершеннолетия гражданина никто не может трогать, даже его родители, а потом им распоряжается только владелец счета, то есть выросшие парень или девушка. После получения этих денег молодые люди могут тратить их на что угодно, даже промотать состояние до нитки. «Но я таких примеров не знаю, поскольку система воспитания молодежи в странах Персидского залива нацелена на то, чтобы при наступлении совершеннолетия человек начал ответственную жизнь, там все очень рано взрослеют», - утверждает наш собеседник.

Правда сейчас, добавляет он, многое в отношении социальных выплат в странах Персидского залива меняется, поскольку в последние два года на фоне пандемии рынок углеводородов крайне нестабилен. Есть опасения, что доходы государств будут падать, и чтобы снизить негативный эффект на эти программы, сейчас формируются новые фонды, которые будут дифференцированно подходить к каждому конкретному случаю: кому сколько класть на спецсчет при рождении.

Бизнес-центр в Кувейте

Страны Персидского залива боятся возможных последствий пандемии и того, что история с ковидом не закончится в ближайшие 5-10 лет, потому что ограничения нанесли реальный удар по нефтяной промышленности. Снизившиеся доходы в очередной раз напомнили ведущим государствам региона, что нефть — это штука не вечная и к возможному концу эры «черного золота» тоже нужно готовиться. «Они в этой ситуации пытаются аккуратно перейти на более скромные доходы и не хотят потерять тот уровень поддержки новых поколений, который у них был», - пояснил Андрей Чупрыгин.

Сто тысяч рублей новорожденному

А что же Россия: имеет ли шанс наша страна взять на вооружение уникальный ближневосточный социальный опыт поддержки всех граждан от рождения?

Идея безусловного базового дохода, выплачиваемого всем российским гражданам от нефтяных прибылей государства, периодически будоражит умы депутатов и представителей экспертного сообщества. Этой осенью, например, наиболее близкий к системе стран Персидского залива вариант предложил директор Института социальных исследований и развития гражданских инициатив Максим Петунин.

Его идея такова: ежегодно перечислять в специально созданный Фонд будущих поколений средства в размере 10% поступлений от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), из которых каждый новорожденный будет получать 100 тыс. рублей на свой счет. По замыслу автора идеи, персональный счет будет открываться автоматически в государственном банке. Поступившие средства будут храниться на депозите до достижения ребенком восемнадцати лет, а сумма будет увеличиваться за счет банковских процентов. Насколько эта идея продуктивна в российских условиях?

По мнению Андрея Чупрыгина из НИУ ВШЭ, создание Фонда будущих поколений в России по аналогии со странами Персидского залива было бы правильным политическим решением. Ресурсы для этого есть: в России нет дефицита денег. Вопрос в том, какую позицию займет министерство финансов. «Сумма в 100 тыс. рублей вполне подходящая и для начисления и расчета процентов, и для пополнения фонда родителями. Этого достаточно для того, чтобы ребенок после достижения совершеннолетия начал свою жизнь не с протянутой рукой, а с гордо поднятой головой. Очень важно не только победить демографический спад, но и дать возможность молодому поколению нашей страны начинать жизнь с хорошего старта», - подчеркнул Чупрыгин.

Однако большинство опрошенных «МК» экспертов выражают свои сомнения в реализации подобной идеи. Как отметил Сергей Демиденко, декан факультета «Школа политических исследований» Института общественных наук РАНХиГС, в Катаре или ОАЭ система социального обеспечения работает исключительно на коренное населения, которого в этих странах насчитывается не так много. Например, в Катаре – в пределах 500 тыс. человек.

Необходимо понимать, что в России очень большое население и огромные затраты на социальное обеспечение: около 40–45% расходной части бюджета, из которых примерно половина приходится на обеспечение Пенсионного фонда. Кроме того, в силу колоссального размера российской территории наше государство тратит большие средства на обеспечение населения водой, теплом, газом, электричеством, ведет строительство дорог и масштабной инфраструктуры. В этих условиях возлагать на него еще и выплаты «нефтяной ренты» - непосильная задача.

18 непредсказуемых лет

«В странах, где есть практика создания счетов для новорожденных граждан, очень высокий уровень добычи нефти на душу населения, - продолжает разговор член наблюдательного совета Гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров Александр Разуваев. - В России эта величина достаточно скромная, поэтому жить за счет экспорта сырья у нас точно не получится». Ну и конечно, за 18 лет — пока гражданин достигает совершеннолетия — может произойти все, что угодно: девальвация, инфляция.

Нефтехранилище в Кувейте

«С моей точки зрения, если уж есть желание реализовать эту идею, то сделать надо иначе: на ту сумму НДПИ, которую хотят отчислять в планируемый Фонд будущих поколений, государственная нефтегазовая компания выпускает привилегированные акции, то есть платит не деньгами, а акциями, - предлагает Александр Разуваев. - Эти акции идут новорожденным гражданам страны. За акциями стоят основные фонды, денежные потоки - они не обесценятся». 

«Вероятность создания такого фонда в России равна нулю», - утверждает Наталья Мильчакова, заместитель руководителя ИАЦ «Альпари». Эксперт напоминает, что у нас уже давно работает программа материнского капитала, которая для его получателей гораздо выгоднее и удобнее, чем мифический фонд. В 2021 году размер материнского капитала на первого ребенка составляет почти 484 тыс. рублей, а за второго ребенка маткапитал увеличится ещё на 155 тыс рублей, то есть эта реально действующая программа уже намного выгоднее её получателям, чем рассматриваемые 100 тыс. рублей.

Кроме того, Мильчакова задается вопросом: кто-нибудь из авторов идеи фонда будущих поколений пытался спрогнозировать курс рубля и инфляцию в России на 18 лет вперёд — то есть на тот срок, пока человек не достигнет совершеннолетия? Ответ очевиден – нет. А за восемнадцать лет в нашей стране деньги могут обесцениться, причем сильно. Так, 18 лет назад, в 2003 году 100 тыс. рублей в долларовом эквиваленте равнялись $3263. Сегодня эта же сумма в долларовом эквиваленте равна только $1350, то есть, если бы такой фонд гипотетически был бы создан в 2003 году, то сегодня капитал его получателей обесценился бы в 2,4 раза, поскольку рубль за 18 лет обесценился приблизительно на такую величину. Какое уж тут улучшение жилищных условий через восемнадцать лет!

Поэтому, считает собеседница «МК», сравнение с ближневосточными странами в России не подходит. Ведь курсы национальных валют в наиболее благополучных странах Персидского залива либо фиксированы, либо достаточно жёстко регулируются центральными банками, а в России обменный курс плавающий. Значит, родители маленьких получателей выплат от государства в ОАЭ или Кувейте могут быть намного более уверены, чем россияне, что через 18 лет деньги, причитающиеся их детям, не обесценятся.

В связи с этим Наталья Мильчакова считает, что в России стоит делать ставку не на копирование ближневосточной модели помощи детям, а на собственный, уже работающий механизм маткапитала. «Программа материнского капитала может быть и не идеальная, и ее стоит и дальше совершенствовать, но это реальная, практическая помощь семьям с детьми, а не какой-то «бумажный» проект, который вряд ли когда-либо воплотится в жизнь», - делает вывод аналитик.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28707 от 20 января 2022

Заголовок в газете: Достанется ли россиянам нефтяная рента

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру