Новые изменения, направленные на сдерживание топливных цен на отечественном рынке горючего, являются очередным этапом налогового маневра, уже семь лет проводимого государством в нефтяной сфере. По словам вице-премьера Александра Новака, отвечающего в правительстве за ТЭК, первым делом будет снижена экспортная пошлина на нефть и нефтепродукты и увеличены на 4% ставки акцизов на бензин и дизтопливо. Подобное обратное взаимодействие, считает чиновник, нивелируют все негативные эффекты, которые могли бы возникнуть при реализации таких мер по отдельности.
Большинство остальных преобразований, обещающих стать препоной для взлета цен на горючее, также носят фискальный характер. В частности, чиновники проиндексируют на 3% индикативную (установленную) цену демпфера и повысят компенсацию, выплачиваемую государством экспортерам при высоких котировках «черного золота» в обмен на стабильные внутренние цены на бензин. Также правительство обяжет производителей нарастить биржевые продажи моторного топлива.
По мнению аналитиков, прошедший год показал необходимость актуализации инструментов борьбы с дорожающим горючим. С января, по оценке Росстата, розничная стоимость бензина выросла в среднем на 8,7% и обогнала инфляцию. По словам старшего аналитика Esperio Антона Быкова, фундаментальными причинами повышения топливных расценок стала подорожавшая на мировых торговых площадках примерно на 40% сырая нефть и повышение затрат на услуги логистики, что привело к чувствительному приросту себестоимости всех видов продуктов переработки «черного золота».
Самый заметный всплеск цен наблюдается в последние два месяца — с начала ноября тарифы на АИ-92 и АИ-95 в ряде российских заправочных сетей увеличились на 2-2,5%. Причем конъюнктура менялась на фоне падения индекса Netback — экспортных котировок горючего, служащих основным драйвером определения оптовых и розничных цен на бензин внутри России. «Казалось бы, в такой ситуации стоимость топлива на АЗС должна была снизиться или хотя бы не вырасти», — удивляется эксперт.
Существующие в настоящее условия вынуждают чиновников сконцентрироваться на оптовом звене топливного рынка и создавать именно там приемлемые механизмы ограничения цен для их дальнейшего переноса на розничный сектор. «Кроме потребителей, от роста стоимости крупных партий горючего также страдают независимые сети АЗС и одиночные заправки, которым в моменты скачков оптовых тарифов приходиться работать с крайне низкой маржой, а в иных случаях даже себе в убыток»— отмечает управляющий партнер аналитического агентства WMT Consult Екатерина Косарева,
Рыночная конъюнктура и принятые правительством меры вполне могут помочь сдержать рост цен в будущем году в пределах инфляции, однако предлагаемый механизм по-прежнему выглядит временным решением и может нуждаться в регулярном пересмотре отдельных параметров в ручном режиме, — полагает эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Игорь Галактионов.
Между тем, методы и результаты противодействия подорожанию готового топлива, которые демонстрируют отраслевые ведомства в последние годы, свидетельствуют, что экономические власти страны не заинтересованы в снижении цен горючего, поскольку осуществление такого сценария нанесет серьезный удар по прибыли доминирующих в отечественном народном хозяйстве государственных добывающих компаний и, соответственно, по доходам федерального бюджета. «Розничная стоимость бензина в России растет неумолимо и бескомпромиссно. Даже при падениях нефтяных котировок не было ни одного месяца, когда стоимость горючего снизилась. Цель регулирования — ограничить рост цен на «божеском» уровне, то есть, позволить стоимости бензина немного обогнать инфляцию, не отдаляясь при этом за «пределы видимости», — рассуждает главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман. — Учитывая, что общий рост потребительских цен в будущем году обещает составить 5-6%, то ценники на АЗС должны подскочить на 7-8%. Именно на эту планку ориентированы вводимые сейчас государством изменения фискальной политики топливной отрасли».