Тем более что речь идет о категории социально значимых продуктов. Люди, чьи доходы упали из-за коронакризисиса (да и беднейшие слои населения в целом), особенно чувствительны к любым, даже самым незначительным ценовым колебаниям, связанным с ней.
По расчетам Минсельхоза, цены производителей на муку могут вырасти ко 2 февраля на 2,9% по отношению к ноябрю до 24,6 тысячи рублей за тонну. А в рознице – на 3,7%, до 47 рублей за килограмм. В итоге на 2,1% увеличится стоимость хлеба – до 43 рублей за буханку. Одной из причин называется плохой урожай пшеницы в странах Северного полушария, чреватый подорожанием зерна на глобальном рынке. Что касается подсолнечного масла, то у изготовителей оно подорожает к концу января на 1% по отношению к ноябрю, а в магазинах – на 2,2%, до 137,4 рубля за килограмм.
«Мука, хлеб и подсолнечное масло относятся к группе товаров, в наибольшей степени подверженных влиянию мировой конъюнктуры, – поясняет Денис Терновский, ведущий научный сотрудник Центра агропродовольственной политики Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС. – Для компаний-производителей экспорт не менее важен, чем поставки на внутренний рынок. Поэтому мировые цены достаточно быстро передаются в российскую розницу».
Однако, отмечает Терновский, необходимо учитывать два момента. Во-первых, для ограничения такого влияния правительство использует регулирующий инструмент – плавающие пошлины на вывоз зерна и растительного масла. Во-вторых, мировые рынки сейчас относительно стабильны и скорее демонстрируют тенденцию к снижению с пиковых значений 2021 года. Судя по всему, на ситуацию повлияет общий инфляционный фон: удорожание упаковки, транспортных услуг, других видов сырья и комплектующих, используемых производителями. Влияние этих факторов усилится в ближайшие месяцы, что и отражает в своем прогнозе Минсельхоз.
Стоимость хлеба растет по объективным причинам – из-за все более высоких производственных издержек. В этом ряду – дорожающая электроэнергия, перевозка продукции, металлы, из которых сделаны запчасти мукомольной техники (сито, жернова) и хлебопекарного оборудования, говорит президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский. А, как напоминает член Аграрного комитета Торгово-промышленной палаты Елена Тюрина, в прошлом году зерно подорожало на 40%, мука – на 20%, а хлеб – на 10%. Хлебопекам удалось нейтрализовать этот тренд за счет субсидий от государства. Сегодня субсидий нет, и мы наблюдаем некий отложенный рост цен.
«Обычно розничные цены на социально значимые продукты растут медленнее и не так существенно, как у производителей, – рассуждает председатель правления международной Конфедерации Обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин. – Традиционно эти товары продаются с минимальной торговой наценкой, поскольку, во-первых, обеспечивают львиную долю покупательского трафика, во-вторых, вызывают особо пристальное внимание контролирующих органов, включая ФАС. Конечно, производители могут немного намудрить с упаковкой и качеством, но поднимать цены стараются крайне аккуратно. А вообще, на фоне пандемии и растущих экспортных цен стало очень выгодно вывозить продукты за границу, и все, кто вовремя «подсуетился», неплохо на этом заработал».
По словам исполнительного директора ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрия Вострикова, сложно однозначно сказать, как поведут себя цены на прилавке. В частности, несмотря на рекордный урожай подсолнечника и довольно большие запасы этого сырья на складах в России, аграрии сдерживают продажи. Они надеются получить более справедливую цену ввиду подорожания подсолнечного масла с июля по ноябрь на мировом рынке.