Белоруссия с начала 2022 года ввела продовольственное эмбарго на товары из стран, которые ранее приняли против нее санкции. Под запрет попал основной поток продуктового импорта: свинина, мясо крупного рогатого скота, мясо птицы, колбасы, молоко и молочные продукты, овощи, кондитерские изделия и пр. Эмбарго коснётся продуктов из стран Европейского союза, США, Канады, Норвегии, Великобритании, Северной Ирландии, Черногории, Швейцарии.
Напомним, что Белоруссия — основной источник реэкспорта европейских товаров в Россию после того, как последняя установила собственное продовольственное эмбарго (также в ответ на западные санкции) в 2014 году. За 7 лет действия контрсанкций на отечественный рынок из «братской» Белоруссии с ее практически прозрачными границами попали тонны запрещенной к ввозу продукции: итальянский пармезан, испанский хамон, польские яблоки. Партии товара, которые удавалось обнаружить, сжигали, закапывали, давили бульдозерами. Остальной объем санкционки, переупакованной поставщиками из Белоруссии, продавался российским потребителям.
Главные статьи белорусского экспорта в России по продуктовой группе товаров являются молочные продукты, мясная продукция и мясо. Минск поставляет в Россию порядка 80% всего своего экспорта молочной продукции, 85% экспорта мясной продукции и 60% мяса. Причем эти же статьи лидируют и по импорту — молочную, мясную продукцию и мясо Минск также закупал в ЕС. Поэтому точно определить, каких именно продуктов может не досчитаться Россия из-за ответных санкций Белоруссии к ЕС, довольно сложно, рассказывает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. По его мнению, наверняка это коснется далеко не самых популярных и дешевых продуктов, так как все же товары из Европы дороже белорусских.
Следует отметить, что через Белоруссию проходил как легальный реэкспорт, так и различные теневые схемы поставки «санкционки» в Россию. Точных цифр по этим потокам нет. Ясно лишь, что у схем поставки товаров через РБ в РФ в обход контрсанкций были как белорусские, так и российские бенефициары.
«Запрет на поставку европейских продуктов в Белоруссию не абсолютный, в нем специально оставлено несколько явных лазеек, — подчеркивает старший аналитик «Альпари Евразия» (Минск) Вадим Иосуб. — Постановлением Совмина Республики, которым установлено эмбарго, вводится целый ряд исключений, согласно которым запрещенный товарный поток продолжит поступать в Белоруссию (или следовать транзитом через нее) после «соответствующей промышленной переработки». В частности, эмбарго не распространяется на запрещенные товары, ввозимые для переработки и помещаемые под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления в рамках установленных тарифных квот при наличии лицензии, выданной Министерством антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ РБ). МАРТ будет определять, кому выдавать лицензии и определять квоты на «запрещенку». Это приведет не к полному закрытию поставок продуктов из ЕС, а к перераспределению бенефициаров этих потоков».
Эксперт убежден, что никакие ограничения ассортимента поставляемых товаров и количества импортеров через квотирование и лицензирование не может пойти на пользу российскому рынку и потребителям. «Ассортимент станет беднее и будет стоить дороже. Единственный рабочий стимул для развития, расширения ассортимента и снижения цен — конкуренция. Пользу получат лишь «приближенные к телу» импортеры, которые получат квоты и лицензии. А оплатят эту пользу потребители», — подытожил Иосуб.