Тенденция увеличения объемов перевозок, которая наблюдается в ряде российских портов, особенно показательна на Северо-Западе России. За десять месяцев этого года объемы перевозок экспортных грузов в адрес припортовых станций здесь выросли почти на 11%, превысив 118 млн тонн. И это только начало. По прогнозам экспертов, менее чем через десятилетие — к 2030 году — объем грузов, отправляемых по этому маршруту, должен превысить 260 млн тонн. Уверенность в такой перспективе подтверждается реальными факторами: в этом году в Большом порту Санкт-Петербурга выгружалось более 2,5 тыс вагонов ежедневно, а объем железнодорожных перевозок в адрес морских терминалов самого крупного в Северо-Западном бассейне морского порта Усть-Луга в 2020 году составил 81 млн тонн.
За 9 месяцев 2020 года Российские железные дороги инвестировали в развитие своего северо-западного филиала свыше 44 млрд рублей, львиная доля которых была выделена на обновление подвижного состава, модернизацию основных фондов и обеспечение безопасного и устойчивого производственного процесса. Транспортный холдинг обеспечил все виды ремонта на дистанции в 800 км путей, где находились свыше полутора сотен стрелочных переводов. Проведенные мероприятия помогают обеспечивать бесперебойную работу железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Финского залива.
Существенное увеличение перевозок пришлось на станцию Лужская, расположенную рядом с портом Усть-Луга. За 9 месяцев сюда было доставлено 33,4 млн тонн каменного угля (+17,3%), 5,5 млн тонн удобрений (рост в 1,4 раза), более 3 млн тонн железной руды (рост в 5,5 раз). Сама станция является одной из крупнейших в России и для обработки такого объема грузов здесь применяется интеллектуальная система диспетчеризации, включающая беспилотные локомотивы.
Рост объемов грузоперевозки в настоящий момент сдерживает развитие пассажирского сообщения, поскольку и те и другие поезда идут по одним путям. На проведенных в середине этого года слушаниях, посвященных развитию Санкт-Петербургского транспортного узла, в которых принял участие президент Владимир Путин, была обсуждена тема необходимости ускоренной реализации новой концепции РЖД, предоставляющей городу на Неве реальный шанс на создание эффективной транспортной инфраструктуры.
Много лет ресурсом повышения пассажиропотока считалось в основном строительство автодорог. Сегодня модернизированный и заново укомплектованный узел ЖД обещает стать стимулом для развития комплексной транспортной ветки, учитывающей интересы как грузовых, так и пассажирских перевозок. Поэтапная программа развития пригородно-городского железнодорожного транспорта Северной столицы также планирует организацию движения городских электричек, проходящих через центр города в режиме «наземного метро». Один из маршрутов будет включать остановку в аэропорту Пулково. Также планируется запуск поездов в Сертолово и Левашово.
Как сообщил на совещании с главой государства губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, совместно с РЖД была подготовлена Комплексная программа интеграции инфраструктуры железнодорожного транспорта в городскую и областную транспортные сети. «Наша цель — объединить пригородные электрички и городской транспорт в единую систему. Реконструкция Санкт-Петербургского железнодорожного узла со строительством северо-восточного и юго-западного обходов позволит вывести транзитный железнодорожный трафик за пределы исторического центра города. Сейчас идет проектирование направлений, которые будут переоборудованы под тактовое пассажирское движение. Для этого предстоит построить Северо-Восточный и Юго-Западный железнодорожный обходы», — отметил Александр Беглов.
«В настоящее время наблюдается устойчивый тренд роста объемов перевалки внешнеторговых грузов в портах Финского залива Балтийского моря (Усть-Луга, Высоцк, Большой Порт Санкт-Петербург, Бронка и другие), и эти грузы поступают в порты, главным образом через Санкт-Петербургский железнодорожный узел, — рассказывает директор Института управления и цифровых технологий Российского университета транспорта (РУТ) Сергей Вакуленко. — Даже пандемия не переломила этот тренд».
Так что ожидаемое увеличение объема перевозок к 2030 году на 40% к текущему уровню выглядит вполне реалистичным. При этом, напоминает эксперт, провозная способность железнодорожных линий, входящих в СПЖУ на данный момент, близка к исчерпанию.
Еще одной актуальной задачей в рамках концепции станет реализация проекта скоростного железнодорожного сообщения между Санкт-Петербургом и аэропортом Пулково. «В городе на Неве я бываю чуть ли не каждую неделю. Несмотря на пандемию коронавируса, ежегодно в городе проводится более сотни экономических, социальных и культурных мероприятий федерального и международного уровня, — отмечает инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов. — Создание современной скоростной системы сообщения с Пулково упростит жизнь как отечественным, так и зарубежным предпринимателям, которые намерены увеличивать инвестиции в российские проекты. Модернизация и дальнейшее развитие железнодорожного узла позволит комплексно укреплять транспортную систему, учитывая интересы как грузовых, так и пассажирских перевозок».
«Ключевым объектом, который позволит решить массу задач как СПЖУ, так и коридора Санкт-Петербург – Москва, должна стать высокоскоростная магистраль Санкт-Петербург – Москва, — добавляет Сергей Вакуленко. — ВСМ замечательна тем, что способна одновременно решить вопросы как пассажирских перевозок (кратно, более чем в 6 раз увеличив провозную способность по сравнению с «Сапсанами» и вдвое сократив время нахождения в пути), так и грузовых. Существующая линия через Бологое вновь сможет использоваться для пропуска грузовых поездов, осваивая 60–80 млн тонн перевозок в год».