Еще лет сто назад основной доход находившимся под британским протекторатом правителям «Договорного Омана» (так назывались княжества, на территории которых возникли современные ОАЭ) приносила не нефть, а добыча жемчуга. Лишь с середины ХХ века и началом нефтедобычи в эти края начали «капать» иностранные инвестиции.
Вскоре после того, как в декабре 1971 года освободившиеся из-под власти Великобритании несколько небольших эмиратов провозгласили создание на федеративных основах нового независимого государства, в мире случился резкий скачок цен на нефть и нефтепродукты. И это сыграло на руку новорожденному государству.
Объединенные Арабские Эмираты, с одной стороны, благодаря полученным от «черного золота» доходам, а с другой – в результате умелого вложения нефтедолларов в развитие промышленности, сельского хозяйства, образованию многочисленных свободных экономических зон и так далее, встали на путь экономического благополучия. Развитие туризма и финансовой сферы закрепили достигнутые успехи. Сейчас это одно из самых современных государств в мире, поражающее воображение приезжих самыми высокими небоскребами, шикарными отелями и уровнем жизни местного населения.
Страна, большую часть территории которой занимает пустыня, превратилось в транспортный, логистический, финансовый, торговый (список можно продолжать) хаб. При этом нефть, конечно, сохраняет роль базиса эмиратской экономики, хотя по мере ее диверсификации доля доходов от добычи и переработки «черного золота» в ОАЭ снижается.
ВВП на душу населения в Объединенных Арабских Эмиратах превышает 63 тысячи долларов, тогда как в России – 11 тысяч долларов. Правда, площадь ОАЭ составляет всего-навсего 83,6 тысячи квадратных км, тогда как у России – более 17 миллионов квадратных километров.
«Пятьдесят лет – значительный этап для развития государства и достаточно долгий путь, – говорит ведущий научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов. – И за это время Объединенные Арабские Эмираты сумели реализовать то, что и нужно было делать для развития государства. Насколько этому помогло наличие нефтяных запасов на территории страны? Безусловно, это первый и главный фактор того, что ОАЭ развивались так быстро, поскольку прилив огромных финансовых ресурсов за счет использования продажи природных ресурсов (нефти прежде всего) стимулировало развитие эмиратов».
Но есть и другие моменты, подчеркивает эксперт: «Прежде всего надо использовать разумно и адекватно эти финансовые ресурсы. Что руководство ОАЭ и сделало. Ведь мы знаем примеры, когда и природные ресурсы имеются, причем огромные, а быстрого развития страны, приводящей к полному изменению структуры общества, структуры экономики, не происходит. Даже если мы посмотрим на нашу страну: всем известно, что Россия самая богатая страна по природным ресурсам, у нас практически вся таблица Менделеева находится. Но такого взлета мы, увы, не наблюдаем. А Эмираты сумели – и не только благодаря полученным от нефтересурсов финансовым возможностям, но и благодаря умелому, разумному и, можно сказать, научно обоснованному использованию этого потенциала для развития страны. Поэтому, когда мы говорим об эмиратском взлете, мы должны отдавать должное и руководству страны, и местному социуму.
Есть, конечно, и такой фактор: в ОАЭ приезжали специалисты со всего мира, которые помогали развитию страны. Это тоже очевидно. Как и то, что Эмираты действовали в рамках Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), и то, что Запад всячески поддерживал ОАЭ в развитии, поскольку эта страна, безусловно, прозападное государство. В этой стране повсюду можно видеть надписи на английском языке, на улицах слышна речь на самых разных языках – не только на арабском, здесь много выходцев из Ирана, Индии, Пакистана, много европейцев. Целый комплекс факторов привел к очень мощному развитию ОАЭ. Теперь Эмираты развивают даже свою космическую программу!»
«Но эти успехи в развитии уровня жизни в ОАЭ, – замечает Борис Долгов, – касаются все-таки главным образом местных жителей, граждан Эмиратов. А большое количество мигрантов, гастарбайтеров, которые работают в этой стране, этими благами не пользуются в полной мере. Среди них есть и неимущие. (По оценкам, иммигранты составляют почти 90% от общей численности населения ОАЭ. – «МК»). Такое расслоение социума, состоящего из местных граждан и иностранных рабочих и мигрантов, присутствует в богатых аравийских монархиях. Но безусловно, развитие – пример использования финансового фактора, которое привело к экономическому подъему».
В последнее время становится все более очевидной внешнеполитическая активность ОАЭ. Уместно вспомнить, что страна установила недавно дипломатические отношения с Израилем.
«Экономическая мощь предполагает и политические амбиции, – считает Борис Долгов. – Эти два фактора тесно связаны между собой, как показывает история. Достаточно посмотреть на Катар, например. Конечно, внешнеполитические амбиции ОАЭ активно продвигаются и развиваются. В частности, можно говорить о том, что Эмираты конкурируют с Саудовской Аравией за влияние в регионе и в конфликтах. Прежде всего речь идет о конфликте в Йемене. ОАЭ здесь играют достаточно важную роль, поддерживая там Южный совет – в пику саудовцам, поддерживающим сбежавшего йеменского президента. Напомню, что Эмираты – страна прозападная, так что ее внешнеполитические амбиции основаны отчасти на прозападной ориентации. Известно, что Эр-Рияд не вполне соответствует политике, которую США проводят в регионе. ОАЭ все-таки более светская страна, чем Саудовская Аравия».