Как указывает служба, торговые организации, занимая доминирующее положение в нескольких муниципальных районах области, установили там более высокие цены на продукты питания, чем в административном центре. «Так, в семи муниципальных образованиях стоимость кур, масла, яиц, картофеля, капусты, лука, моркови, муки и пшена превышала установленную в городе Курске, где признаки доминирующего положения отсутствуют», - отмечает ФАС.
Это далеко не первое вмешательство антимонопольной службы в формирование цен на рынке продовольствия за последние месяцы. В конце сентября аналогичные претензии к торговым сетям возникли у ФАС по Московской области. Ведомство выявило десятипроцентное превышение стоимости муки, хлеба, курицы и свинины. В начале октября магазины отчитались о снижении цен на продукты. Получается, государственный механизм внеплановых «антикартельных проверок» и регулирования частного бизнеса работает. Но есть ли в нем смысл?
Чиновники ищут у ретейлеров признаки антиконкурентного сговора, в случае выявления которого компаниям грозит оборотный штраф до 15% от годовой выручки. Но такой сговор еще ни разу не доказывали. Теоретически схема выглядит так: действуя синхронно, крупнейшие торговые сети получают партию товара по одной цене, делают одинаковую наценку и ставят одну и ту же конечную цену в своих магазинах. В реальной жизни ни ФАС, ни другим контролирующим органам не удалось найти подобной схеме подтверждение.
«Нет в этих проверках никакого смысла: цены в магазинах диктуются законами рынка и соответствуют спросу и предложению, - уверен председатель правления международной Конфедерации Обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин. - Вся активность ФАС в сфере продовольственного ретейла направлена, скорее, на политическое устрашение бизнеса. Разумеется, она не способствует привлечению инвестиций, а у людей формируется превратное представление о деятельности «жадных» торговцев. Если политика ценового администрирования распространится на более широкие товарные группы, это приведет к сокращению предложения. Компании будут потихоньку покидать рынок».
Конечно, торговые сети будут соблюдать предписания ФАС, но только не себе в убыток. Значит, они обязательно что-нибудь придумают, например, сократят часть персонала. Ни потребителю, ни бизнесу это не пойдет на пользу, рассуждает Янин. Вместо того, чтобы развивать конкуренцию в сфере продовольственной розницы, снимать административные барьеры, способствовать открытию новых магазинов и расширению ассортимента, привлекать на наш рынок зарубежные торговые сети, власти избрали откровенно тупиковый путь. Если бы проверяющие органы доказали факт всероссийского сговора, это была бы одна история. Но нельзя утверждать, что ретейлеры завышают цены, не представив никаких документов с подписями и других свидетельств. Все это притянуто за уши, резюмирует Янин.
«Регулятор хочет понять, из чего складывается конечная стоимость продуктов, которые мы видим на прилавках, проанализировать всю цепочку ценообразования, все этапы движения товара, - поясняет исполнительный директор Ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков, - И это оправдано ситуацией с нерастущими доходами населения. Но важно, чтобы проверки не мешали ведению бизнеса и минимально отвлекали ретейлеров от основной задачи по обеспечению населения товарами. При этом вопрос наценки не так прост. В цене товара «зашито» множество составляющих: стоимость доставки до магазина, его аренда, тарифы на ЖКХ и прочее».
На взгляд Вострикова, системное решение этой проблемы не сводится к изучению наценок. Нужно создавать на рынке добросовестные правила игры, вводить меры ответственности за их несоблюдение, отменять деформирующие цену «псевдоштрафы», в случае с длинными договорами поставки иметь возможность оперативно менять цену, если на то есть объективные причины.