Четыре минуты – примерно столько времени в день проводит житель типовой многоэтажки в лифте. Интересное исследование влияния времяпрепровождения в кабине подъемника на настроение и личные убеждения провели аналитики в сфере капремонта. Эксперты решили, что зря пропадать такая уникальная возможность не должна. Пока гражданин никуда деться из закрытого пространства не может, он должен непременно что-то изучать. Например, нативную рекламу.
- Мы пришли к выводу, что новый безопасный лифт при помощи нативной, ненавязчивой рекламы может повысить лояльность граждан к правительству, - рассказал глава фонда капремонта Калининграда Олег Туркин на «круглом столе» в Совете Федерации.
Идея проста, как все гениальное: на панели с кнопками этажей можно размещать простые надписи, вроде «безопасность лифта – программа правительства региона». Мозг человека автоматически соединит в одну понятную для него формулу два очевидных факта: «лифт новый» и «мне в нем безопасно». А кого за это благодарить – уже написано на панели, ничего изобретать не надо.
Также эксперты ЖКХ оценили потенциал лифтовой кабины как маркетинговую площадку и уже подсчитали, что выгода от любой рекламы, размещенной на стенах лифта, несравнимо выше, чем листовки и баннеры на информационных панелях у подъезда или спам-рассылки в почтовые ящики горожан.
Правда, пока претворить в жизнь идеи маркетологов получится далеко не везде. Сенаторы озвучили весьма неприятные цифры: заменить в стране надо порядка 125 тысяч лифтов, то есть каждый четвертый подъемник. И это до 2025 года.
В деньгах все выглядит еще печальнее: чтобы в каждом многоквартирном доме вместо трясущегося, громыхающего и застревающего лифта появился новенький безопасный подъемник, который не добьет вконец и без того шаткую из-за пандемии психику жителей, надо 300 млрд рублей.
В Совете Федерации признают: в начале этого года федеральный бюджет выделил на программу замены лифтов 750 млн рублей. Деньги закончились к маю. Чиновники говорят, что деньги фондов капремонта «пожирают» дома с лифтами. То есть деньги из общего котла регионального фонда уходят на замену подъемников, а планы по ремонту других домов приходится сдвигать на целых 2-3 года.
Еще одна проблема, по мнению чиновников Минстроя и других профильных ведомств, в так называемых спецсчетах. На них после старта в стране программы капремонта перешла львиная доля многоэтажек. В разных регионах доля тех, кто не пожелал сбрасывать взносы в «общий котел» (в региональный фонд) доходит до 70 процентов. В основном люди руководствовались тем, что в случае со спецсчетом они сами смогут регулировать, что и когда в своем доме ремонтировать и кого на это нанимать.
На практике же получилось непонятно что: жильцы домов со спецсчетом устанавливают для себя минимально возможный размер ежемесячного взноса. Когда приходит время менять лифт (стоимость одного подъемника минимум 2,5 млн рублей плюс работы по установке и обслуживанию), выясняется, что денег не хватает. Если же наскрести нужную сумму и удается, решение о подрядной организации принимают опять же жильцы. Причем на свой страх и риск – никакой строительный и другой контроль за лифтовой конторой в данном случае никто не несет.
Чтобы ограничить творчество адептов спецсчетов, чиновники предложили в законе прописать для жильцов таких домов новые обязанности. Идея такая: если дом решает перейти из «общего котла» в формат индивидуального накопления на ремонт, жильцы должны будут утвердить свою программу ремонта и источники финансирования. То есть по пунктам прописать, когда латать крышу, когда менять лифт, а когда - красить стены. Плюс подсчитать, сколько на что потребуется денег. В зависимости от калькуляции и будет высчитываться размер ежемесячного взноса каждого собственника квартиры – брать суммы с потолка по принципу «чем меньше, тем лучше», в таком случае уже не получится. Более того, по мнению экспертов, такая схема финансирования позволит сохранять подъемник в исправном и чистом состоянии как можно дольше. Жильцы не будут рисовать на стенах лифта, зная, что сами за него заплатили.
Чтобы жильцы охотнее скидывались на новые подъемники, эксперты проанализировали, каким должен быть идеальный пассажирский лифт. Главный параметр – широкая телескопическая дверь, которая позволит расширить входной проем до 80 сантиметров. В такой лифт без труда войдет и люлька с малышом, и инвалидная коляска. Второй пункт в портрете правильного безопасного лифта – безредукторная лебедка. Этот механизм позволяет обеспечивать бесперебойное питание подъемника, то есть лифт не будет застревать между этажами. Третий элемент – кондиционер. Наконец, в идеальном лифте необходимо зеркало и поручень: они снижают боязнь замкнутого пространства и повышают ощущение безопасности и комфорта.