В списке, переданном Госдепартаментом США в Конгресс для наложения санкций против «Северного потока-2», значатся литовская сервис-транспортная компания Transadria Ltd и два судна, которые, по мнению Вашингтона, тесно связаны с российским газопроводным проектом. По словам главы ведомства Энтони Блинкена, в отношении этих субъектов будут введены санкции на основе американского закона «О защите энергетической безопасности Европы». Более того, принадлежащее Transadria судно Marlin могут признать «конфискованной собственностью», что в дальнейшем способно ограничить использование корабля, специализацией которого является перевозка буровых установок.
Хотя новые санкции Белого дома напрямую не затрагивают российских участников проекта, Москва сразу отреагировала на очередной американский демарш. «Санкции по «Северному потоку» – это продолжение санкционного языка, от которого никак упорно не хочет отказываться Вашингтон. Считаем это незаконным, неправильным, тем более на фоне напряженных попыток развивать утраченный ранее диалог», – заявил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков.
Гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов задается вопросом: зачем вводить санкции против газопровода, когда его строительство уже завершено и непосредственно в укладке труб через акваторию Балтийского моря больше не задействованы какие-либо суда? Ответ лежит на поверхности: Вашингтон и сам прекрасно понимает, что не успел помешать сдаче проекта «под ключ»: первая нитка трубопровода заполнена готовым к продаже коммерческим сырьем – осталось только подключить морской отрезок магистрали к немецким распределительным сетям, по которым энергоресурсы в дальнейшем будут распределяться по всей Европе. Как сообщает агентство Bloomberg, со ссылкой на подготовленный администрацией Джо Байдена очередной ежеквартальный доклад по СП-2, новый энергетический маршрут из России в страны Старого Света сможет заработать через «пару месяцев».
Но в то же время, напоминает Симонов, сертификация газопровода находится в самом разгаре. Более того, немецким отраслевым регуляторам пришлось на днях по формальным причинам, с которыми «Газпрому» по силам справиться, приостановить рассмотрение заявки оператора газопровода швейцарской фирмы Nord Stream 2. «Белый дом, очевидно, дает понять, что внимательно отслеживает процесс юридического оформления СП-2 и продолжает борьбу против его будущей эксплуатации. Новые американские санкции служат сознательным политическим напоминанием своим европейским союзникам негативной позиции Америки к газопроводу. Для Вашингтона крайне важно, чтобы российский проект постоянно сталкивался с проблемами», – уверен эксперт.
Перечень препятствий, с которыми предстоит в ближайшее время столкнуться участникам СП-2, вполне предсказуем. Неприятности главным образом будут связаны с Третьим энергетическим пакетом ЕС, принятом в середине 2009 года и направленном на либерализацию газового рынка континента. Закон предусматривает строгое разделение зон ответственности: одна самостоятельная компания поставляет «голубое топливо», другая занимается транспортировкой энергоресурсов, а третья обеспечивает сбыт и берет на себя оформление финансовой документации трубопровода. Теоретически все эти условия «Газпром» выполнит после передачи последней функции недавно организованной немецкой «дочке» Nord Stream 2. Тогда, как полагает глава Фонда энергетического развития Сергей Пикин, претензии в связи с европейским антимонопольным законодательством должны быть сняты. По словам депутата Бундестага Яна Нольте, вряд ли очередные американские санкции окажут существенное влияние на ввод в эксплуатацию СП-2.
Однако нельзя забывать, что Вашингтон является основным торговым партнером Берлина: только в прошлом году поставки немецкой продукции в США достигли отметки в $120 млрд. В свою очередь, Россия входит лишь во вторую десятку немецких торговых партнеров: по объему импорта товаров из Германии наша страна уступает даже Венгрии. «Немецкий регулятор, Федеральное сетевое агентство ФРГ, в настоящее время настроен на положительный отзыв о запуске СП-2 в эксплуатацию, – говорит Пикин. – Возможно, именно ему адресует свой негативный санкционный сигнал Вашингтон».
Как бы то ни было, после ФРГ заявку Nord Stream 2 предстоит рассматривать Еврокомиссии, в рамках которой прийти к компромиссу относительно судьбы СП-2 будет непросто. Окончательное согласование может отнять до полугода, в течение которого «Газпрому» придется отбиваться от нарастающего вала обвинений со стороны Вашингтона и других недоброжелателей проекта. Не исключено, что сейчас американские законодатели «добивают» список европейских компаний, принимавших участие в строительстве трубопровода. Их следующим шагом может стать предъявление рестрикций в отношении немецких предприятий, которые будут участвовать в розничной реализации «голубого топлива» на европейском рынке. Такие претензии если и не смогут полностью заблокировать поставки по СП-2, то способны существенно ограничить экспорт российских энергоресурсов по новому маршруту.