В декабре 2020-го власти явно запоздали с мерами по сдерживанию цен, сегодня же решили действовать на упреждение. Абрамченко направила поручение в Минсельхоз, Минэкономразвития, Минпромторг и ФАС. Ссылаясь на мировой тренд повышения цен на продовольствие, вице-премьер просит «представить в правительство РФ аналитическую информацию по прогнозу внутренних цен на сахар белый и масло растительное, а также согласованные предложения, направленные на недопущение роста цен на указанную продукцию».
Резко обострившаяся в прошлом году, в разгар пандемии и повсеместных локдаунов, ситуация на глобальных рынках продуктов питания и сегодня остается турбулентной. В октябре 2021-го совокупные цены на продовольствие побили десятилетний рекорд, в основном за счет продолжающегося подорожания растительного масла и зерновых. Мировые цены на сахар в октябре более чем на 40% превысили уровень октября 2020 года. По оценке Bloomberg, во многом этот тренд обусловлен энергетическим кризисом: ведущие экспортеры стали активнее перерабатывать сахарный тростник в биотопливо (этанол).
Что касается России, за период со 2 по 8 ноября подсолнечное масло и сахар-песок подорожали на 0,2% и 0,6% соответственно. Но это — лишь недельные цифры. В целом же потребительские цены повысились на 8,13% в годовом измерении. В октябре килограмм сахара стоил в рознице в среднем 52,8 рублей — почти на 10% больше, чем в в том же месяце 2020-го. Литр подсолнечного масла подорожал за год на 17%, до 13,6 рублей.
Между тем, Минсельхоз уверяет, что в текущем году в России ожидается хороший урожай сахарной свеклы и подсолнечника, который «позволит обеспечить внутренний рынок продукцией переработки в необходимых объемах». Сложившуюся ситуацию ведомство считает стабильной.
«Сегодня оптовые цены на подсолнечник демонстрируют постепенное снижение: в октябре они превышали 39 тысяч рублей за тонну, сегодня составляют 35,5 тысяч рублей за тонну, - говорит зампред правления Руспродсоюза Дмитрий Леонов. - Несмотря на то, что аграрии пока еще придерживают сырье, надеясь на более интересное предложение от масложировых комбинатов, переработчики не ждут роста цен. Плюс, сдерживающим фактором остается система экспортных пошлин».
Да, принятые в прошлом сезоне меры по госрегулированию рынка спровоцировали резкий скачок цен на подсолнечное масло. Но сейчас конъюнктура спокойная, предпосылок к повторению ситуации не наблюдается. Если аграрии будут продавать сырье по адекватной стоимости, то масло в магазинах не подорожает. А значит, рассуждает Леонов, отпадет необходимость прибегать к административным рычагам. Что касается сахара, его производство в текущем сезоне прогнозируется на уровне 5,5 млн. тонн, и этого объема может не хватить для удовлетворения внутреннего спроса. Но вместо губительных для рынка директивных методов сдерживания цен можно внедрить программы адресной помощи населению.
«Несмотря на принятый в декабре 2020-го комплекс мер, именно сахар и подсолнечное масло дорожали в этом году быстрее остальных продуктов, - отмечает главный научный сотрудник Центра агропродовольственной политики РАНХиГС Василий Узун. - Опыт оказался крайне неудачным. Не помогли и дотации в размере 9 млрд рублей, которые получили от государства ритейлеры и агрохолдинги. Может, стоило направить деньги не собственникам крупных компаний, а наиболее бедным слоям населения, для которых цены на сахар и масло критичны?»
Государству такая целевая помощь обошлась бы в куда меньшую сумму. Кроме того, уже лет десять власти вынашивают мысль о введении продовольственных сертификатов для самых уязвимых социальных категорий. А воз и ныне там, резюмирует Узун.
Как бы то ни было, инициатива Виктории Абрамченко возникла явно не на пустом месте. Похоже, правительство хочет «подстелить соломку» там, где меры предосторожности сейчас нужнее всего.