Окончательное решение относительно непогашенных украинских еврооблигаций, купленных Россией на средства Фонда национального благосостояния, будет вынесено через несколько месяцев, однако назначенные на 11 ноября в Верховном суде Великобритании слушания должны послужить переломным моментом, способным поставить точку в длящемся уже более шести лет юридическом противостоянии Москвы и Киева.
Речь идет об украинских еврооблигациях, приобретенных нашей страной в конце 2013 года. Соглашение о сделке было достигнуто на самом высоком уровне — в процессе переговоров Владимира Путина и тогдашнего президента Украины Виктора Януковича. Всего Россия собиралась выкупить ценные бумаги соседней страны на сумму в $15 млрд, однако после смены политической власти в Киеве объем выпущенных «бондов» снизится до $3 млрд. В 2015 году украинские финансовые ведомства перестали обслуживать свои долги, ссылаясь на политические обстоятельства — в Киеве настаивали, что заем был предоставлен Москвой для сохранения лояльного для себя украинского правительства. Россия сразу же оспорила отказ на европейской судебной площадке, получая в процессе разбирательства на разных стадиях то положительные, то отрицательные вердикты.
К финальным слушаниям стороны подошли в следующем положении: по решению Высокого суда Англии от 2017 года Украина должна вернуть России номинальную стоимость еврооблигаций в $3 млрд, а также выплатить проценты на сумму в $1,4 млрд. По словам топ-менеджера в области финансовых коммуникаций Андрея Лободы, средствами на погашение задолженности Киев располагает — к началу ноября международные резервы Украины выросли почти до $29 млрд, львиная доля которых аккумулирована в иностранной валюте. «Впрочем, украинские чиновники продолжают считать себя пострадавшей от Кремля стороной, — утверждает аналитик. — Поэтому отдавать деньги Киев не собирается ни при каких обстоятельствах. Наоборот, украинцы наверняка предъявят Москве новые встречные иски против России. Скорее всего, британский Верховный суд снова затянет разбирательство надолго, включив в процесс рассмотрения все киевские аргументы — в том числе, обвинения в потере Крыма и контроля над своими юго-восточными регионами».
Вместе с тем, как полагает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин, если очередные решения в пользу российских истцов будут принимать европейские суды, то Украина рискует оказаться в двусмысленном положении: с одной стороны, страна собирается жить по европейским законам, а с другой — отказывается выполнять и постоянно оспаривает решения юридических инстанций ЕС. «Может быть Украине стоит хотя бы формально согласиться на решения по искам, чтобы сохранить свою репутацию на международном законодательном пространстве?», - задается вопросом эксперт.
Впрочем, даже при таких обстоятельствах Киев, скорее всего, попытается свести свой ущерб к минимуму. Международный валютный фонд продолжает перечислять новые денежные транши украинскому правительству — до конца этого года страна рассчитывает получить еще $700 млн, которые доведут внешний долг государства до $93 млрд. «Даже если кредит перед Россией будет окончательно признан европейскими судебными инстанциями, c учетом общей суммы внешней задолженности Киеву в 2021 году в целом придется выплатить более $15 млрд, из которых примерно четверть приходится на проценты. На выгодные для себя шаги со стороны Москвы нынешней украинской власти рассчитывать не приходится, поэтому Киев попытается выжать как-то можно больше средств из международного финансового сообщества, — отмечает шеф-аналитик TeleTrade Петр Пушкарев. — Однако даже получив эти деньги, Украина вряд ли потратит их на погашение долгов перед Россией, предпочитая продолжить судебные разбирательства на сторонних юридических площадках».