Основатель Института развития индустрии моды Beinopen, руководитель рабочей группы WearNet Национальной технологической инициативы (НТИ) Алексей Баженов предупредил о грядущем массовом закрытии магазинов одежды: тренд на осознанное потребление приведет к исчезновению в ближайшие годы около 20% торговых точек в России. Собственно, процесс сокращения торговых точек уже вовсю идет: в торговых центрах за время пандемии одежных секций стало, по разным данным, меньше на 15-17%.
В 2020-2021 годах у многих представителей розничного бизнеса серьезно сократилась выручка –– сказались пандемия (разорванные логистические цепочки, неподъемная аренда помещений), а также нежелание делать из одежды культ и переход компаний на eco-friendly (продукт безопасный для экологии). Если раньше тенденции на повторное использование товаров были распространены только среди молодежи, то сейчас они охватывают уже 60-65% покупателей. Люди в магазинах все больше интересуются не только размером и ценой, но и обращают внимание: аллергенен ли материал, будет ли разлагаться ткань после того, как вещь придется выкинуть и так далее. Все это приводит к падению спроса, и, как следствие, сокращению выручки ритейлеров.
«МК» обсудил проблему с участником рынка.
«Нельзя сказать, что у россиян совсем не осталось денег. Средства есть, но сейчас люди не будут их тратить на пятую пару сапог или новый пуховик. Эти товары не особо актуальны –– некоторые граждане все еще сидят на удаленке, многие рестораны и театры закрыты или пускают туда только при наличии QR-кодов. Смысла нет тратиться на обновки», — рассказывает гендиректор спортивного бренда Виталий Цыганков.
- По вашему мнению, пандемия сильно трансформировала ритейл?
- Безусловно. Сейчас многие даже небольшие магазины стараются перейти на маркетплейсы, чтобы поднять свои продажи. Оплачивать аренду в небольшом ТЦ многим уже не выгодно.
- Могут ли торговые центры в скором будущем опустеть вовсе?
- Есть вероятность, что довольно большая часть российского рынка носильных вещей уйдет в онлайн. И она с каждым новым месяцем укрепляется.
С ним согласен руководитель аналитического департамента Amarkets Артем Деев. По его словам, в ближайшее время закрытие ряда магазинов вполне возможно, поскольку сети не получают нужную прибыль, а продление карантинных ограничений, все большее расширение применения QR-кодов ограничивает посещаемость торговых центров по всей стране.
«Одна из главных тенденций настоящего времени — это, конечно, изменение потребительского поведения людей из-за пандемии и падения доходов. Оно заключаются в стремлении к экономии, в уходе в онлайн, в сокращении не первостепенных затрат. Поэтому, если говорить об одежде, магазины среднего ценового сегмента и масс-маркет теряют больше других, поскольку именно их целевая аудитория наиболее ощутимо потеряла в доходах», — отметил эксперт.
На трансформацию российского рынка одежды также оказывает влияние энергетический коллапс в КНР. Ведь именно из Китая в нашу страну завозятся основные партии товаров. Теперь же с производством и логистикой там большие проблемы. Как следствие, участники рынка не исключили дефицита одежды на отечественных прилавках из-за сбоя поставок.
Впрочем, проблема не только в китайском энергокризисе, но и в промышленной инфляции и логистическом коллапсе, считает сотрудник департамента экономических и финансовых исследований CMS Institute Николай Переславский. «Инфляция в Китае составит не менее 15% в год, а очереди на контейнерные перевозки в портах растягиваются на несколько недель, а то и месяцев, — говорит он. — Определенно стоит ждать роста стоимости товаров из Китая, но если в новогодний период они могут быть как-то нивелированы скидками, то в феврале могут спокойно вырасти на 15-25% от текущих значений».