Расследование «на предмет соответствия экономики России рыночному статусу» было начато в Соединенных Штатах в июле текущего года. Соответствующее заявление было опубликовано в официальном издании американского правительства Federal Register. Данное заявление Минторга было сделано после изучения обращения заинтересованных американских компаний, недовольных условиями импорта карбамидно-аммиачной смеси (КАС) из России. Несмотря на то, что расследование на конец октября еще не было завершено, Министерство торговли выпустило определение, согласно которому Россия по-прежнему сохраняет за собой статус страны с рыночной экономикой.
Следует сказать, что драматизм данной истории с момента публикаций в российских СМИ в конце лета был несколько преувеличен в силу непонимания важных нюансов происходящего. Необходимо вспомнить, что Вашингтон признал рыночный статус российской экономики еще в апреле 2002 года в разгар переговоров о присоединении России к ВТО. В том же году данный статус российской экономики был признан и Евросоюзом. В тогдашнем заявлении Минторга США было отмечено, что это решение «отражает огромные изменения, которые произошли в российской экономике за минувшее десятилетие». Значимость события была подчеркнута президентом Джорджем Бушем-младшим в телефонном разговоре с президентом России Владимиром Путиным. Может ли сегодня расследование в отношении отдельно взятой российской компании отменить решение 20-летней давности, принятое на государственном уровне? Обычная логика подсказывает, что нет. Тогда откуда столько волнений?
В нашем случае значение имел не совсем точный перевод с английского. В оригинальном документе официального издания американского правительства Federal Register сказано: «Мы пришли к выводу, что заявитель (американские компании) предоставил достаточные доказательства для изучения вопроса о том, следует ли продолжать рассматривать российскую экономику в качестве рыночной для целей установления антидемпинговых пошлин в соответствии с законодательством. В этих словах заключен принципиальный смысл, который при переводе на русский язык был утрачен, в результате чего произошло серьезное искажение в понимании содержания документа Federal Register.
То есть на практике под вопрос ставилось только рыночное ценообразование в компании, производящей карбамидно-аммиачную смесь. Соответственно, даже при отрицательном для российской стороны результате расследования, это означало бы всего лишь введение в США антидемпинговых пошлин на российские удобрения. Не более того. Другие российские экспортеры на американском рынке от этого не должны были пострадать. В любом случае не пострадал бы рыночный статус российской экономики в целом. Таков реальный смысл заявления американского Минторга.
Для законодательного обоснования сделанного заявления, Минторг США сослался на шесть критериев, прописанных в законе о тарифах от 1930 года, позволяющих считать экономику данной страны рыночной. Среди этих критериев – степень конвертируемости валюты иностранного государства в валюту других стран, степень государственной собственности или контроля над средствами производства, степень госконтроля за распределением ресурсов и за решениями предприятий о ценах на продукцию и объемах выпуска и другие признаки свободного рынка.
Надо сказать, что упомянутый закон выглядит сегодня несколько архаично, и перечисленные критерии вряд ли могут быть приняты во внимание полным списком, если дело вдруг дойдет до спора в рамках ВТО. В настоящее время принято рассматривать главным образом механизм ценообразования на продукт. Например, в случае того же нитрата аммония (КАС) заниженная по мнению американской стороны цена на газ, получаемый российской компанией, может теоретически исказить конечную цену продукта.
Что же касается рыночного статуса экономики в целом, то его отсутствие ведет к серьезным потерям для экспортеров, утрачивающих свою естественную конкурентоспособность. В этом случае стоимость их продукции не рассматривается как рыночная, и при расчете антидемпинговой пошлины за основу берется стоимость аналогичной продукции в так называемой «суррогатной» стране. То есть, стране со схожими экономическими условиями, что и оборачивается ущербом для производителя и экспортера. В результате упомянутого расследования могли пострадать российские экспортеры продукции черной металлургии, алюминия, удобрений. Размер ущерба при экспорте этих товаров в США, оценивался в 950 млн. долларов. Риски могли возрасти в случае, если бы выводы Минторга США о «нерыночном» характере российской экономики» были позаимствованы Европейской Комиссией. Тогда суммарный ущерб мог бы вырасти уже до 4,7 млрд. долларов.
Алексей Портанский, Профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН