Америка подтвердила рыночный статус нашей экономики

По старым критериям

Минторг США опубликовал доклад, из которого следует, что за российской экономикой сохраняется статус рыночной. По американскому закону о тарифах от 1930 года современная российская экономика снова признана рыночной по всем шести критериям этого документа заокеанской страны.  

По старым критериям

Расследование «на предмет соответствия экономики России рыночному статусу» было начато в Соединенных Штатах в июле текущего года. Соответствующее заявление было опубликовано в официальном издании американского правительства Federal Register. Данное заявление Минторга было сделано после изучения обращения заинтересованных американских компаний, недовольных условиями импорта карбамидно-аммиачной смеси (КАС) из России. Несмотря на то, что расследование на конец октября еще не было завершено, Министерство торговли выпустило определение, согласно которому Россия по-прежнему сохраняет за собой статус страны с рыночной экономикой.

Следует сказать, что драматизм данной истории с момента публикаций в российских СМИ в конце лета был несколько преувеличен в силу непонимания важных нюансов происходящего. Необходимо вспомнить, что Вашингтон признал рыночный статус российской экономики еще в апреле 2002 года в разгар переговоров о присоединении России к ВТО. В том же году данный статус российской экономики был признан и Евросоюзом. В тогдашнем заявлении Минторга США было отмечено, что это решение «отражает огромные изменения, которые произошли в российской экономике за минувшее десятилетие». Значимость события была подчеркнута президентом Джорджем Бушем-младшим в телефонном разговоре с президентом России Владимиром Путиным. Может ли сегодня расследование в отношении отдельно взятой российской компании отменить решение 20-летней давности, принятое на государственном уровне? Обычная логика подсказывает, что нет. Тогда откуда столько волнений?

В нашем случае значение имел не совсем точный перевод с английского. В оригинальном документе официального издания американского правительства Federal Register сказано: «Мы пришли к выводу, что заявитель (американские компании) предоставил достаточные доказательства для изучения вопроса о том, следует ли продолжать рассматривать российскую экономику в качестве рыночной для целей установления антидемпинговых пошлин в соответствии с законодательством. В этих словах заключен принципиальный смысл, который при переводе на русский язык был утрачен, в результате чего произошло серьезное искажение в понимании содержания документа Federal Register.

То есть на практике под вопрос ставилось только рыночное ценообразование в компании, производящей карбамидно-аммиачную смесь. Соответственно, даже при отрицательном для российской стороны результате расследования, это означало бы всего лишь введение в США антидемпинговых пошлин на российские удобрения. Не более того. Другие российские экспортеры на американском рынке от этого не должны были пострадать. В любом случае не пострадал бы рыночный статус российской экономики в целом. Таков реальный смысл заявления американского Минторга.

Для законодательного обоснования сделанного заявления, Минторг США сослался на шесть критериев, прописанных в законе о тарифах от 1930 года, позволяющих считать экономику данной страны рыночной. Среди этих критериев – степень конвертируемости валюты иностранного государства в валюту других стран, степень государственной собственности или контроля над средствами производства, степень госконтроля за распределением ресурсов и за решениями предприятий о ценах на продукцию и объемах выпуска и другие признаки свободного рынка.

Надо сказать, что упомянутый закон выглядит сегодня несколько архаично, и перечисленные критерии вряд ли могут быть приняты во внимание полным списком, если дело вдруг дойдет до спора в рамках ВТО. В настоящее время принято рассматривать главным образом механизм ценообразования на продукт. Например, в случае того же нитрата аммония (КАС) заниженная по мнению американской стороны цена на газ, получаемый российской компанией, может теоретически исказить конечную цену продукта.

Что же касается рыночного статуса экономики в целом, то его отсутствие ведет к серьезным потерям для экспортеров, утрачивающих свою естественную конкурентоспособность. В этом случае стоимость их продукции не рассматривается как рыночная, и при расчете антидемпинговой пошлины за основу берется стоимость аналогичной продукции в так называемой «суррогатной» стране. То есть, стране со схожими экономическими условиями, что и оборачивается ущербом для производителя и экспортера. В результате упомянутого расследования могли пострадать российские экспортеры продукции черной металлургии, алюминия, удобрений. Размер ущерба при экспорте этих товаров в США, оценивался в 950 млн. долларов. Риски могли возрасти в случае, если бы выводы Минторга США о «нерыночном» характере российской экономики» были позаимствованы Европейской Комиссией. Тогда суммарный ущерб мог бы вырасти уже до 4,7 млрд. долларов.  

Алексей Портанский, Профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ,   ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру