«Северный поток - 2» пытается отбить свою трубу у иностранцев

Топливный дефицит заставит европейцев полюбить новый российский газопровод

Связанные с «Газпромом» европейские компании продолжают отстаивать право на полноценную эксплуатацию нового российского газопровода «Северный поток – 2». Оператор проекта швейцарская фирма Nord Stream 2 обжаловала решение немецкого суда, ограничившего в соответствие с Газовой директивой ЕС наполовину экспортные поставки «голубого топлива» по этому маршруту.

Если в прошлом году, когда страны Старого Света не испытывали серьезный дефицит энергоресурсов, решение в пользу России было практически исключено, то теперь, когда Европа серьезно страдает от энергетического кризиса, юридические ведомства Старого Света могут закрыть глаза на некоторые тонкости своего законодательства.

Топливный дефицит заставит европейцев полюбить новый российский газопровод

Апелляция Nord Stream 2, поданная в Федеральный суд Германии на решение Высшего земельного суда Дюссельдорфа, сводится к следующему. Газовая директива ЕС предполагает разделение владельцев газотранспортного маршрута и прямых поставщиков энергоресурсов на две отдельные группы. Газовый трейдер, то есть, компания, с которой заключаются долгосрочные контракты на продажу углеводородов, не имеет права на стопроцентное заполнение трубы — контрагенты могут обеспечивать только половину поставок, предоставляя оставшиеся объемы независимым производителям. Такая схема, по мнению Евросоюза, препятствует усилению монополии различных добывающих держав, служит преградой для дискриминации третьих сырьевых государств и уравновешивает котировки «голубого топлива» на торговых площадках ЕС.

Представители Nord Stream 2 не опровергают законодательную фабулу. Оператор СП-2 готов поддержать энергетическую инициативу Евросоюза, однако считает, что газопровод не должен попадать под юридические нормы Старого Света. «На дату вступления изменений в силу 23 мая 2019 года, газопровод был завершен с точки зрения финансового обеспечения. Основываясь на действовавшей в то время правовой базе, компания совершила инвестиции в размере нескольких миллиардов евро задолго до того, как Европейская комиссия объявила о своем плане внести поправки в Газовую директиву ЕС», — напоминает в своих судебных требованиях оператор СП-2.

С аналогичными осложнениями в борьбе за увеличение поставок на европейский рынок «Газпром» уже сталкивался. Местные регуляторы, основываясь на Газовой директиве, еще в 2019 году ограничивали доступ российского газа в трубопровод OPAL, служащим европейским распределительный ответвлением «старшего брата» СП-2 — газотранспортной магистралью «Северный поток - 1». Это решение действует до сих пор, что вынуждает «Газпром» отказываться от долгосрочного бронирования транспортных мощностей и переориентироваться на месячные поставки энергоресурсов.

«Газовая политика Европы ныне выглядит весьма противоречиво: одни страны ЕС приветствуют рост поставок российских углеводородов, поскольку понимают последствия наступившего топливного кризиса. К примеру, на британских автозаправках до сих пор постоянно происходят кровопролитные столкновения между потребителями, пытающимися отвоевать у соседа лишний литр бензина. Другие продолжают доверять обещаниям американских компаний, специализирующихся на поставках сжиженного топлива, но далеко не всегда выполняющих условия контракта», — отмечает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.

На деле это выглядит следующим образом: биржевой трейдер покупает на рынке всего лишь документ о закупке энергоресурсов (фьючерс), а затем может продать такой сертификат, не утруждая себя заботами о поставке реального топлива конечному покупателю. «Именно спекуляция на спотовом газовом рынке и привела к нынешним рекордным ценам на «голубое топливо» в Старом Свете», — убежден эксперт. Вследствие подобного «бумажного» оборота поставщик теряет возможность контактировать с получателем сырья, в результате чего практически утрачивается ответственность за предоставление реального топлива — объем закупленных энергоресурсов остается в виртуальной документации посредников, что позволяет недобросовестным биржевым участникам фактически «торговать воздухом».

Судя по всему, в ЕС начинают более трезво относиться к роли России в урегулировании ситуации на топливном рынке континента. Как заявил премьер-министра Чехии Андрей Бабиш, местным импортерам топлива «необходимо договориться с Москвой о долгосрочных контрактах на поставку газа и в полной доступной мере использовать мощности СП-2». В свою очередь глава правительства Баварии Маркус Зедер отмечает, что только скорейший ввод в эксплуатацию нового российского газопровода способен остановить рост цен на «голубое топливо» на европейских биржах. К такому же мнению склоняются и британские политики, до последнего времени яростно препятствующие запуску СП-2 в эксплуатацию. Как заявил министр экономики, энергетики и промышленной стратегии Соединенного королевства Кваси Квартенг, его ведомство всегда выступало за реализацию проекта и не поддерживало противников строительства газопровода.

«Новый российский экспортный маршрут, который качественно отличается от существующих магистралей, в том числе, и от украинской газотранспортной системы, уже построен. Основные европейские страны, диктующие экономическую политику всего континента, осознают, что эта энергетическая ветка позволит застраховать их от будущего топливного кризиса, — полагает Пикин. — Поэтому, представляется естественным, что насущные топливные проблемы окажут воздействие на очередной вердикт европейской судебной инстанции и ограничения по поставкам через СП-2 будут сняты».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру