Отклонен был законопроект, внесенный в Госдуму в январе 2020 года депутатом седьмого Андреем Кузьминым (ЛДПР). Депутат Кузьмин - ветеран МВД, участвовал в контртеррористических операциях на Северном Кавказе, гласит его биография. В нынешний, восьмой созыв Госдумы не попал.
В документе предлагалось внести изменение в одну из статей закона «О ветеранах», где говорится о мерах социальной поддержки «участникам Великой Отечественной войны»: сейчас большинству из них в числе прочих льгот положена «компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50%», а г-н Кузьмин хотел освободить их от оплаты жилых помещений, коммунальных услуг и взноса на капитальный ремонт полностью, то есть в размере 100%.
В пояснительной записке к законопроекту автор пишет, что «в отношении участников Великой Отечественной войны принятие такого решения было бы справедливым, исходя из гуманных соображений о предоставлении им возможно большего объема мер социальной поддержки в связи с тяжелейшими условиями и потрясениями, выпавшими на их долю в период военных действий и блокады в годы войны». Дополнительные расходы на предоставление льготы «участникам» депутат оценил примерно в 540 млн.рублей.
Правительство прислало на законопроект отрицательное заключение, два думских Комитета, по труду и социальной политике и по ЖКХ, тоже его не поддержали. 26 октября инициатива Кузьмина была отклонена без обсуждения (думский регламент позволяет рассматривать по упрощенной процедуре законопроекты, авторы которых больше не являются депутатами Госдумы или не настаивают на рассмотрении их в традиционном формате, с докладами, содокладами, вопросами и выступлениями).
«За» проголосовали 110 человек (10 единороссов, практически все коммунисты, справороссы, лдпровцы и не входящая во фракции Оксана Дмитриева), против - семеро (все единороссы), воздержалось 12 человек (фракция «Новые люди»). Между тем для принятия какого-нибудь законопроекта требуется не меньше 226 голосов. Таким образом, инициатива г-на Кузьмина была отклонена потому, что не получила поддержки «ЕР» - подавляющее большинство членов этой фракции просто уклонились от участия в голосовании.
Увы, но формальные и содержательные основания для того, чтобы счесть законопроект негодным, были.
Дело в том, что г-н Кузьмин, желая облагодетельствовать «всех участников Великой Отечественной», видимо, не очень разобрался в сложной иерархии разных категорий переживших Великую Отечественную войну, о которых говорится в том самом законе «О ветеранах». Во-первых, есть «ветераны ВОВ». Таковыми считаются «участники» (это, к примеру, те, кто служил в действующей армии во время войны, сотрудники органов внутренних дел и госбезопасности, которые в годы войны служили в городах, участие в обороне которых дает основание для льготной пенсии, военные корреспонденты, лица, награжденные медалью «За оборону Ленинграда» и некоторые другие). Кроме «участников», «ветеранами ВОВ» признаны ещё блокадники и труженики тыла. Во-вторых, есть такая особая категория как «инвалиды Великой Отечественной». И есть "участники Великой Отечественной войны, ставшие инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин» - уже после войны ставшие.
У каждой из этих категорий - свой, отдельно прописанный набор льгот и мер поддержки. Иногда они совпадают, иногда - нет.
Отклоненный законопроект, напомним, говорит лишь об «участниках».
В результате, подчеркивается в датированном ноябрем 2019 года и подписанном тогда еще вице-премьером, главой аппарата правительства Константином Чуйченко (ныне - министр юстиции) заключении правительства, участники ВОВ были бы поставлены «в преимущественное положение по сравнению с инвалидами Великой Отечественной войны», которым предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50%.
Кроме того, отмечает правительство, законопроектом не учтено, что бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, предоставляются меры социальной поддержки, установленные для участников Великой Отечественной войны, и если считать ещё и их, денег потребуется больше, чем написано в финансово-экономическом обосновании.
На те же самые недостатки обращается внимание и в заключении думского Комитета по труду и социальной политике: «данный дифференцированный подход является необоснованным и несправедливым по отношению к указанным категориям граждан (инвалидам ВОВ и участникам боевых действий, ставших инвалидами вследствие общего заболевания - «МК».) И в заключении думского Комитета по ЖКХ говорится, что одновременно освободить от оплаты коммунальных услуг и жилья другие категории переживших ту войну не предлагается, что ставит их «в неравное положение» с «участниками». Кроме того, отмечает Комитет по ЖКХ, Жилищный кодекс и сейчас дает субъектам РФ право (но не обязывает их, заметим) компенсировать взносы на капремонт одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста восьмидесяти лет, - в размере ста процентов, и достигшим возраста 80 лет, проживающим в составе семьи, где все - пенсионеры, тоже.
Кстати, на право субъектов вводить на своей территории дополнительные меры поддержки ветеранам есть ссылка и в заключении правительства.
Те несколько единороссов, которые голосовали «за», наверняка прекрасно понимали ущербность инициативы г-на Кузьмина - как и представители других фракций. Но они исходили из того, что концепцию законопроекта можно было бы поддержать, а ко второму чтению текст доработать, внеся необходимые поправки. «Доработать» в данном случае означало бы распространить предложенную льготу на все категории прошедших войну. Теперь, если судить по словам главы Комитета по труду и социальной политике Ярослава Нилова (ЛДПР), в «переработанном виде с учетом всех замечаний» аналогичная инициатива в Госдуму будет вновь внесена.
Если это случится, интересно будет посмотреть, какое заключение даст на неё правительство. Само оно, заметим, не предлагает никакого расширения льгот ветеранам Великой Отечественной, число которых неумолимо сокращается с каждым годом. В мае 2021 года сообщалось, что осталось их в России около 1 млн. 200 тысяч, 68 тысяч - участники боевых действий.
Тратить на них больше власти, судя по всему, не хотят. Судя по всему, вместо этого власти предпочитают больше брать с тех, кто недостаточно уважительно о ветеранах высказывается, а то и «отождествляет» действия фашистской Германии с действиями руководства СССР: в тот же день, когда отклонили законопроект Кузьмина, группой депутатов-единороссов и сенаторов в Госдуму был внесен законопроект о новых административных штрафах и даже арестах за это самое «отождествление». И его правительство уже поддержало.