Выручка продуктовых магазинов в Москве в выходные перед нерабочей неделей выросла на 20% и составила почти 3 млрд рублей. При этом, как сообщили столичные власти, самый заметный рост произошел в специализированных продуктовых точках, торгующих, к примеру, мясом или кондитерскими изделиями. Резко вырос спрос на домашнюю обувь, детское питание и пеленки, а также расходные материалы для компьютерной техники, в том числе картриджи для принтеров.
Судя по всему, люди не верят, что ковидные каникулы ограничатся лишь датой 7 ноября. Но в основном ими движет страх перед неминуемым подорожанием всего и вся.
На взгляд председателя потребителей России Петра Шелища, в создавшейся ситуации россияне ведут себя абсолютно рационально. В первую очередь их пугает не гипотетический локдаун, а реальная инфляция – текущая и потенциальная. Средний чек на продуктовую корзину растет вдвое быстрее того индекса цен, который ежемесячно дает Росстат.
В октябрьском бюллетене Центробанка «Инфляционные ожидания и потребительские настроения» фигурирует показатель 13,6% – именно в эту цифру оценивает инфляцию население. Соответственно, сейчас людей не останавливают высокие цены на товары: лучше купить вещь до очередного подорожания, чем потом кусать локти.
«Все бы еще ничего, – говорит собеседник «МК», – если бы россияне не брали кредиты какими-то сумасшедшими темпами. Сейчас их совокупная задолженность по займам составляет около 24 трлн рублей. Ситуация чревата полномасштабным кризисом неплатежей. И эти незаработанные (а лишь взятые в долг) средства подстегивают инфляцию: гигантская денежная масса на руках у населения не уравновешена товарной массой. Плохо еще и то, что люди абсолютно осознанно залезают в кредитную кабалу, полагая, что им ничто не грозит: дескать, государство все равно не найдет управу на армию из многих миллионов потенциальных банкротов».
К высокой инфляции придется привыкать, никуда не деться, рассуждает Шелищ. А история с пандемией, из которой Россия не извлекает уроков, – это надолго. Значит, могут позакрывать все. И тогда какой смысл держать под подушкой деньги, которые в дальнейшем точно обесценятся?
«Мягкий локдаун и отложенный спрос населения на зимнюю одежду, товары для дома и семьи создали кумулятивный эффект, – говорит топ-менеджер в области финансовых коммуникаций Андрей Лобода. – Масла в огонь шопомании подлили и торговые сети, которые запустили очень привлекательные кампании со скидками почти на 25%.
А люди давно знают: любой форс-мажор оборачивается в России ростом цен и снижением курса рубля. Наплыв покупателей объективен и вызван соображениями банальной экономии. По моим наблюдениям, сегодня крупные непродовольственные магазины огородили плотной тканью (драпом) почти 90% своих торговых площадей, работают лишь отделы по выдаче интернет-заказов. В итоге в большом выигрыше окажутся онлайн-ритейлеры и те граждане, кто успел отовариться до наступления длинных каникул. Ясно одно: дешевле товары точно не станут».
А вот председатель правления международной Конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин ажиотажный шоппинг не приветствует. «Лучше бы люди умерили свои аппетиты, которые, во-первых, приводят к сокращению сбережений и покупке зачастую абсолютно ненужных вещей, во-вторых, подхлестывают инфляцию», – говорит эксперт. Во время локдауна будет работать онлайн-торговля, и она позволит удовлетворить основные запросы. Куда страшнее оказаться в какой-то момент без финансовой подушки безопасности (еще хуже – работы), чем без нового автомобиля или компьютера.
Янин призывает потребителей успокоиться и сосредоточиться в ноябре на задаче сохранения сбережений, например, разбив их на три равные доли – в евро, долларах и рублях. И – быть готовым к любым негативным экономическим последствиям локдауна.
Читайте материал «Перед нерабочими днями в магазинах Москвы начался ад: «Смели всё»