Надежда С., банковский юрист, всю жизнь любила составлять букеты, увлекалась искусством икебаны, и, как только собрала достаточно средств, открыла цветочный магазин. Дело спорилось, и к началу пандемии у нее было уже 3 точки продаж авторских букетов.
Когда ввели первую волну ограничений, работать сразу стало очень тяжело. «Мы искали варианты, организовали дистанционную доставку, усилили продажи через наш сайт, но все равно еле выжили», — рассказала Надежда. Она только-только вышла из минуса к нулевой отметке по прибыли. А тут объявили новую команду «стоп». Предпринимательница всерьез планирует переориентировать бизнес-модель своего магазина на продажу продуктов, сладостей и корзин с фруктами, а цветы оставить как приятное приложение к таким товарам. «В этом случае, возможно, позволят не закрывать бизнес, — надеется она. — Тогда есть шанс сохранить мое дело на плаву».
Однако не у всех предприятий есть возможность приспособиться к коронавирусным ограничениям, поэтому эксперты говорят о том, что закрыться по итогам года может каждое четвертое малое предприятие в России. «Я проводил опрос в группе из 500 ресторанов быстрого питания, — рассказывает Михаил Гончаров, член координационного совета «Деловой России». — Только четверть предприятий работает в прибыль и не имеет долгов, еще четверть работает в прибыль, но не закрыли предыдущие долги. Четверть готова закрыться, и еще столько же работают в убыток и имеют долги прошлых периодов». Этот опрос проводился две недели назад, то есть нынешний локдаун еще больше ухудшит ситуацию. В таких условиях прогноз о закрытии 25% компаний еще очень осторожный, уверен эксперт.
По данным Сергея Сухоставеца, директора по развитию бизнеса «Рокет Ворк», за 2020 год заметно сократилось количество компаний и индивидуальных предпринимателей — число ИП сократилось на 115 900, а номенклатура юрлиц — почти на 131 000. С начала 2021 года из единого реестра исключено еще порядка 500 тыс. субъектов. Также российский малый и средний бизнес за прошлый год нарастил долги по кредитам почти на 23% — до 5,8 трлн рублей. Учитывая, что «подушек безопасности» у многих малых предпринимателей банально нет, в новый 2022-й год может не дойти по меньшей мере 100–200 тыс. субъектов малого и среднего бизнеса. Еще больше может закрыться уже в 1–2 квартале нового года — те, кто бросит свое дело или накопит долги по налогам, считает эксперт.
«Для бизнеса, тем более занятого в сфере общепита и развлечений, 10 дней простоя имеют большое значение, — говорит Виталий Лапин, основатель сети японской еды. — Выходные и праздники — это самые прибыльные дни. На мой взгляд, полномасштабный локдаун увеличит число банкротств».
Бизнес уже глубоко закредитован: около 6 трлн рублей составляет долг предприятий по итогам прошлого года. На волне слухов о дальнейшем продлении нерабочих дней решение о закрытии могут принять даже те, чей бизнес имеет запас прочности и мог бы продолжать работу, полагает эксперт.
«Правительство объявило о том, что будут оказываться меры поддержки для субъектов малого и среднего бизнеса в виде сниженной процентной ставки по кредитам при условии сохранения такими предпринимателями не менее 90% рабочих мест», — напоминает Владимир Кузнецов, вице-президент Ассоциации юристов по регистрации, ликвидации, банкротству и судебному представительству. — Возможно, такие меры поддержки и позволят какое-то время оставаться на плаву, но не надо забывать о том, что все долги и кредиты нужно возвращать».
«По нашим прогнозам, порядка 30% компаний, которые имеют за этот год убытки или нулевой результат, может обанкротиться и уйти с рынка», — сообщил председатель Совета Торгово-промышленной палаты РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике Владимир Гамза. Новый локдаун и его возможное продление либо введение жестких ограничений в работе может привести к тому, что доля банкротств увеличится, но в итоге многое будет зависеть от позиции правительства по данному вопросу, подчеркнул эксперт.