Специалисты сходятся во мнении: виновата пандемия. Люди, запертые год назад в квартирах на самоизоляции, задумались о собственном загородном доме. Причем, спрос на дачи вырос во всем мире.
— Сыграло свою роль и то, что государство предложило низкую ставку по ипотеке. Это и сельская ипотека от 2,7%, и под индивидуальное жилое строительство стали давать очень низкие проценты, — говорит Денис Фомичев. — Например, в регионах двухэтажный дом 150 «квадратов» можно было построить за 3,5 — 4 миллиона рублей. На тот момент это было дешевле, чем купить новую однокомнатную квартиру. Люди начали массово строить дома, менять квартиры на дома, перестраивать их. Производители стройматериалов не были готовы к такой ситуации. Производство осталось прежним, а спрос резко увеличился. Возник дефицит. На заводах выбирались все остатки. Уходили даже материалы не очень хорошего качества. Они оставались ранее не востребованы даже в летний сезон, а тут их все выгребли. Сработали законы рынка: при дефиците, когда спрос превышает предложение, цены растут. В итоге цены на те же газобетонные блоки подросли в разных регионах от 1, 5 до 2, 5 раз.
Но больше всего подорожала древесина, а также металл (на 70-80%).
— Это — экспортные материалы. Тут сказался не только внутренний спрос, но и внешний. За границей также начался строительный бум. На это моментально отреагировали биржевые котировки. Спрос на пиломатериалы, фанеру, OSB, металл, металлопрофиль, стальной лист вырос в разы. В европейских странах большая часть домов строится по каркасной технологии, где требуется древесина, пленки и утепляющие материалы. Многие производства в пандемию у них были остановлены. С учетом разницы курса валют нашим производителям гораздо выгоднее стало продавать эти товары за рубежом. Если, условно говоря, за границей товар покупают за 100, а в России за 50, то продавцу хочется сбыть его по максимальной цене. Спрос на древесину и металл за границей стал колоссальным, поэтому очень много материалов уходило на экспорт. А в России оставалось не так много, как хотелось бы.
— Почему государство не принимает меры, чтобы ввести экспортные пошлины и сохранить внутренний рынок?
— У нас — рыночная экономика. Можно, конечно, ввести экспортные пошлины, увеличить стоимость материалов для конечного покупателя за рубежом, чтобы там покупали меньше, а у нас больше. Но регулировать внутренние процессы я считаю нецелесообразным. Все это приведет к тому, что легально, по установленной государством цене, мало что можно будет купить. Товар уйдет на черный рынок, где будет стоить дороже. Госрегулирование цен мы уже проходили и получили не самые радужные результаты.
— С металлом и древесиной понятно. Но почему дорожает щебенка и песок, который добывают в ближайшем карьере?
— Опять же из-за огромного спроса. Появляется дефицит, а в это время товар не может дешеветь, он будет только увеличиваться в цене. Это происходит даже не из-за жадности производителя, а для того, чтобы выровнять баланс спроса и предложений.
Пользователи в соцсетях и на форумах жалуются, что не в состоянии сейчас даже поправить крыльцо. Не говоря уже о том, чтобы купить кровельный материал. Год назад лист металлочерепицы стоил около 450 рублей, а ныне — 2000. Можно было бы взять гибкую черепицу, но под нее надо стелить настил из фанеры или OSB, цены на которые также подскочили в несколько раз.
Спрос на строительство домов весь прошлый год копился, в том числе, из-за нехватки рабочей силы. Границы были закрыты, мигранты не могли попасть в страну. А чисто российских бригад было меньше половины от всего рынка рабочей силы.
Цены на оплату их труда выросли, но незначительно. Совсем не так, как взлетели цены на стройматериалы. В этом году мигранты стали возвращаться, рынок рабочей силы стал приходить в равновесие.
— Сейчас перед многими стоит вопрос: покупать стройматериалы, ведь они могут стать еще дороже, или повременить, отложить стройку, дождаться, когда цены снизятся?
— Есть производители, которые до сих пор повышают, и повышают цены. Они хотят верить, что спрос на их продукцию будет и зимой. Но лично мне в это не верится. Скоро выпадет снег. В стужу и морозы мало кто затевает стройку, спрос, соответственно, упадет. Но сейчас, в конце октября, он еще остается на высоком уровне. Мы в строительной сфере работаем много лет, обычно к ноябрю спрос уже никакой. А сейчас все по-другому. На мой взгляд, эта ситуация продержится до декабря. А ближе к середине декабря, к январю, можно ожидать снижения цен. Я бы рекомендовал закупать строительные материалы на будущий сезон в декабре-феврале. Но естественно, что ценники уже никогда не будут прежними.
Денис Фомичев объясняет, что многое будет завесить от внешних факторов.
— Если мы получим долгий и жесткий локдаун, цены могут упасть больше, чем предполагается. Может сказаться и мировой финансовый кризис, который может «уронить» цены. Я помню, как в августе 2008-го полнотелый одинарный кирпич стоил 15 рублей, а через полгода, когда мировой финансовый кризис докатился до России, цена на него упала до 5 рублей. Из-за колоссального падения спроса материал за полгода подешевел в три раза.