- Приблизительно оценить величину потенциального ущерба можно простой пропорцией, - пояснил эксперт. - У нас есть опыт весны 2020 года, когда был практически полный локдаун в течение 1,5 — 2 месяцев. На данный момент заявлено 9 нерабочих дней — это впятеро меньше, чем 45 дней прошлого локдауна, значит, примерно во столько же меньше будет ущерб.
Сейчас мы находимся в несколько лучшем положении, чем в 2020 году, отмечает Смирнов. В частности, сейчас есть миллионы вакцинированных, к которым многие ограничения не относятся. И сами по себе ограничения пока щадящие: открыты развлекательные заведения, работает общественный транспорт. Поэтому даже в нерабочие дни потребительский спрос падать не должен — если, конечно, власти не ужесточат правила в ближайшее время.
- В каждом регионе будут действовать свои правила, и это хорошо, - говорит экономист. - Одно дело Москва, другое Санкт-Петербург, третье — Брянская область. Разные экономики, разная эпидситуация. Поэтому оценка ущерба будет разной. Что же касается межрегиональных компаний — таких, как «РЖД» - то их ущерб будет отражен в квартальной и годовой статистике.
Механизм компенсации потерь для малого и среднего бизнеса будет работать, деньги на это найдутся если не в бюджете, то в Фонде национального благосостояния, подчеркнул Сергей Смирнов. При этом далеко не всем работодателям такие выплаты будут положены: их не получат, во-первых, стратегические отрасли и предприятия непрерывного производства (они не будут останавливать работу), а во-вторых — те работодатели, кто предпочитает не традиционные трудовые отношения, а договоры подряда и самозанятых сотрудников.
- В прошлом году индивидуальные предприниматели получили налоговые каникулы, в этот раз об этом пока нет речи, - напоминает экономист. - А те, кто находится на договорах подряда, как правило, получает оплату не по часам работы (тогда это были бы трудовые отношения), а по итогу выполненных работ. В этом случае компенсации быть не должно — тем более, что почти всегда возможно сдвинуть сроки или перейти на удаленку. В любом случае, важнее всего сейчас — сбить вспышку заболевания, которая обойдется экономике намного дороже, чем любые компенсации.