В 2021 году нефтегазовые поступления в российский бюджет, свидетельствуют прогнозы Fitch, достигнут 9 трлн рублей или примерно $125 млрд. Доходы отечественной казны окажутся на $40 млрд больше макроэкономических параметров, заданных американской финансовой корпорацией в начале года. Предположения ведущих биржевых экспертов США оказались практически вдвое ниже реальных показателей: к декабрю специалисты Fitch ждали котировки «черного золота» в $45 за «бочку», но уже в начале октября стоимость барреля скакнула почти до $84. Касательно природного газа теоретические рассуждения референтов Уолл-стрит оказались еще более провальными: в результате жесткого дефицита энрегоресурсов в Европе тысяча кубометров сырья в начале октября подорожала примерно до $2 тыс, и, хотя в настоящее время цены снизились вдвое, стоимость ноябрьских фьючерсных поставок все равно втрое выше цен на начало этого года.
Всего же, дополнительная прибыль России от роста цен на нефть и газ в этом году обещает составить $50 млрд: на долю «черного золота» придется более 75%, а на газ — до 25% бонусного дохода казны. Как полагают независимые эксперты, уже в настоящее время чиновникам стоит задуматься о распределении внештатной прибыли среди наиболее заинтересованной в насущный инвестициях части налогоплательщиков.
Как полагает доктор экономических наук Игорь Николаев, наиболее разумным способом распределения средств могли бы стать очередные выплаты государства в рамках социальной поддержки населения. «Около 20 млн человек в нашей стране продолжают оставаться за чертой бедности. Не трудно подсчитать, что каждому гражданину, если оценки Fitch окажутся верными, должно достаться по $2,5 тыс или около 180 тыс рублей», — считает эксперт.
Между тем, как полагает ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников, хотя дополнительные социальные выплаты можно было бы произвести уже весной будущего года, когда сверхдоходы национальной казны будут практически подсчитаны, у правительства на тот момент окажется масса непреложных обязательств, перед которыми также придется отчитываться. В частности, возникнет необходимость в индексации зарплат бюджетников и пенсий. Увеличение выплат по этим статьям производится на уровень инфляции, которая по итогам года окажется также почти вдвое выше январских прогнозов чиновников — не 4,2%, а более 7% годовых.
«Выдача незапланированных премиальных населению не должна превратиться в раздачу «вертолетных денег», чтобы не спровоцировать раскрутку инфляции — субсии должны быть направлены на самые незащищенные группы малоимущих, — полагает Николаев. — Нефтегазовые дотации могли бы оказаться большим подспорьем нуждающимся россиянам. Тем не менее, существует большая вероятность, что государство подстрахуется и отложит сверхплановую выручку в отдельный карман для преодоления очередного возможного экономического кризиса или для инструмента привлечения электората на будущих выборах».