Инфляция в годовом выражении ускорилась до уровня 7,4%. Драйверами роста в последнее время выступают преимущественно продукты питания. «В сентябре наблюдался рост цен на плодоовощную продукцию, в том числе помидоры подорожали — на 24,9%, огурцы — на 17,3%, апельсины — на 12,9%, чеснок — на 6,5%, бананы — на 3,4%, груши — на 3,3%, лимоны — на 3,1%, зелень свежая — на 2,4%, сухофрукты — на 2%», — сообщили в Росстате.
В то же время, по оценкам самих потребителей, реальное подорожание на прилавках намного серьезнее, чем в официальных сводках. Житель Санкт-Петербурга, основываясь на практике постоянных покупок по минимально возможным ценам, утверждает, что за год сахар подорожал на 50%, курица на 30%, а масло — на 90%.
В Росстате также отметили, что ценник подскочил не только на продовольственные товары. В частности, стоимость обучения в негосударственных образовательных организациях высшего профессионального образования и общеобразовательных организациях выросла 7,9% и 7,7% соответственно. В сентябре также заметно подорожали шины для легковых автомобилей — на 3,4%, а новые отечественные легковые автомобили — на 3,2%. В сфере услуг туризма больше всего подорожали поездки на отдых в Объединенные Арабские Эмираты — на 14,6%.
По словам основателя «Школы практического инвестирования» Федора Сидорова, осенью причинами роста инфляции является рост мировых цен, усиление глобальной инфляции (которая перекидывается на рынки развивающихся стран, ведь дорожает импорт), а также снижение урожаев отдельных культур.
Действительно, в настоящее время рост цен на продукты питания в мире находится на максимумах за 20 лет. Кроме того, стремительное увеличение цен на нефть, газ, уголь, металлы также стимулирует рост цен по всем отраслям и направлениям.
«В России собственными причинами роста цен является снижение урожая картофеля и других овощей (из-за неурожая после жаркого лета), а также рост внутренних цен на сырье (зерновые, масла) — из-за роста издержек производителей (увеличивается стоимость топлива, перевозок)», — поясняет Сидоров.
Несмотря на оптимистичные прогнозы властей на конец года (инфляция 5,7-6,2%, согласно официальным оценкам), в настоящее время существенных предпосылок к снижению инфляции на российском потребительском рынке нет, убеждены финансовые аналитики. Так почему же Минэк и Банк России продолжают настаивать на замедлении роста цен к январю?
Никаких причин для того, чтобы инфляция начала снижаться, де-факто сейчас нет, рассказывает руководитель отдела аналитических исследований «Высшей школы управления финансами» Михаил Коган. По его словам, проблема в том, что ни ЦБ, ни Минэкономразвития просто не могут признать, что инфляция — это проблема, которая останется с нами еще как минимум на полгода, а если начнется полноценный финансовый кризис — то и на год-два из-за очередного обрыва логистических цепочек и удорожания материалов.
«Плохо не столько то, что инфляция вообще растет — это как раз нормально в ситуации восстановления экономики. Плохо то, что вместе с инфляцией не растут реальные доходы населения, оставаясь плюс-минус на тех же уровнях, что было где-то в 2010 году, — подчеркивает аналитик. — И с этим государство, увы, сделать ничего не сможет, поскольку для решения этой проблемы нужны инвестиции в создание рабочих мест. А в нынешнее время, которое видится не самым спокойным и из-за пандемии, и из-за глобальных проблем в экономике, и из-за политической враждебности мирового сообщества к России, иностранные инвесторы особо к нам не торопятся».
Ждать, что инфляция замедлит свой рост, не стоит, считает портфельный управляющий УК «Альфа-Капитал» Евгений Жорнист. «Я бы ожидал уровня чуть ниже текущего, либо вблизи него, но выше ожиданий Банка России и Минэка. Что-нибудь в районе 7-7,4% по итогам года», — полагает он.