Жилищно-коммунальные услуги состоят из двух частей — как следует из названия, из жилищных и коммунальных услуг. Коммунальные услуги — вода, электроэнергия, отопление, газ — это те виды, к тарифам на которые управляющая компания не имеет отношения. Эти тарифы устанавливаются региональными властями и представляют собой абсолютный черный ящик. Поэтому здесь может помочь только полномасштабный аудит тарифов, о необходимости которого мы говорим уже много лет.
Без полного аудита никто не может доказать или опровергнуть оправданность установленных тарифов на коммунальные услуги. Эксперты называют разные цифры — тарифы могут быть завышены на 30%, на 50% или даже в несколько раз. Например, некоторые специалисты утверждают, что себестоимость кубометра воды в водохранилище или себестоимость электроэнергии на клеммах электростанций может в 4–5 раз отличаться от тех тарифов, которые должны платить потребители. А прокурорские проверки показывают, что ресурсоснабжающие организации, которые пытаются обосновать повышение тарифов необходимостью ремонта и модернизации, в действительности закладывают в рост тарифов собственные зарплаты и бонусы. Также необходимо проверять цепочки посредников, каждый из которых принимает участие в увеличении тарифа, и сокращать их число.
За последние пятнадцать лет тарифы повысились на 186%, и это еще по самым скромным подсчетам. И повышают тарифы каждый год, обычно с 1 июля, причем непонятно, от какой базы. Поэтому, для того чтобы раз и навсегда закрыть вопрос с тем, насколько у нас завышены тарифы, необходим их полный аудит.
Но если аудит тарифов на коммунальные услуги должны проводить специализированные организации, а централизованное руководство этим аудитом должна осуществлять Счетная палата, то проверить жилищные услуги может каждый. За жилищные услуги по уборке, текущему ремонту и поддержанию дома в хорошем состоянии отвечает именно управляющая компания, которой мы за это платим.
Как показывают опросы, 83% граждан недовольны качеством обслуживания своих домов. Грязные подъезды и мусоропроводы, ломающиеся лифты, протекающие крыши, и все это за огромную плату в счетах за ЖКХ. Можно ли с этим что-то сделать? Можно и нужно.
Проблема в том, что если мы кому-то верим на слово и не проверяем его в силу того, что нет времени, знаний или желания, то бесконтрольность порождает обман и безнаказанность. Как в анекдоте про Чапаева, обыгравшего в покер всех английских джентльменов, после того как он узнал, что у них принято верить друг другу на слово. Тут-то ему карта и пошла...
Не все знают, что управляющие компании должны отчитываться перед жителями каждого дома хотя бы раз в год, после составления годовой отчетности, которую они обязаны подготовить до конца марта. Таким образом, уже в апреле можно и нужно требовать у управляющей компании предоставить отчетность на общем собрании собственников. Теперь собрание можно проводить в дистанционном формате, а отчетность получать в электронном виде, что значительно облегчает жизнь.
Если управляющая компания не предоставляет отчетность по дому сама, то лучше всего, если ее запросят представители совета дома, тем более что совет дома обязан это делать ежегодно. Однако сделать это может и любой из собственников. Особенно внушительно будет выглядеть, если запросы поступят от нескольких собственников.
Практика проверок показала, что там, где есть активные жители, которые запрашивают и проверяют отчетность по своему дому, мошенничества становится гораздо меньше. А обнаруживается неправомерно списанных расходов в среднем по большому многоквартирному дому до миллиона рублей за год.
Самое главное — запросить таблицу всех доходов и расходов управляющей компании по конкретному дому за интересующий год и, для сравнения, за предыдущий год. Потом выбрать наиболее крупные суммы и запросить по ним подтверждающие документы по расходам (акты выполненных работ, договоры с исполнителями и т.д.). Если таких документов нет или если жители точно знают, что в это время данные работы не производились — это значит, что расходы списаны неправомерно, и управляющая компания должна возместить дому эти деньги. В дальнейшем надо добиваться включения в договор обслуживания дома положения о том, чтобы все акты выполненных работ были подписаны представителями совета дома, и их должны оповещать о предстоящих работах.
Очень часто бывает, что неправомерно списываются расходы, например, на проверку лифтов или дымоуловителей и противопожарной автоматики, которые могут составлять до двухсот-трехсот тысяч рублей в год по одному дому. Проверки должны проводиться ежемесячно, но в действительности их не проводят. Ведь когда проверяют исправность лифта или пожарной сигнализации, жители обязательно видят, как рабочие ходят по этажам или останавливают лифты для проверки. А если за год подобные работы видели в лучшем случае один или два раза, то, скорее всего, за некоторые месяцы расходы были списаны неправомерно. Бывали даже такие случаи, когда незадачливые сотрудники управляющих компаний со вздохом признавались активным жителям, что акты им придется нарисовать задним числом.
Запрашивать отчетность необходимо регулярно: в начале января, чтобы проверить смету на следующий год, и в апреле, чтобы проверить фактическую отчетность по предыдущему году, чтобы управляющая компания знала, что жители ее контролируют.
Если управляющая компания игнорирует запрос жителей предоставить им отчетность по дому или жители обнаружили неправомерно начисленные расходы, то необходимо обращаться в Жилищную инспекцию и в прокуратуру. Все управляющие компании очень боятся этих надзорных органов. Жилинспекция выдает и отзывает лицензии у управляющих компаний, а прокуратура может заблокировать счета управляющей компании. И оба этих органа могут подать в суд на управляющую компанию, если она не выполняет свои обязанности и жители ею недовольны.
Практика показывает, что в тех случаях, когда, например, прокуратура угрожала заблокировать счета или реализовывала эту меру, управляющая компания становилась очень сговорчивой и не только предоставляла информацию, но и договаривалась с жителями о компенсациях. Поэтому связка жителей и прокуратуры имеет огромную силу. Нередко управляющая компания понимала, что если к ней придет прокурорская проверка, которая уже будет основываться на материалах от жителей, то управляющая компания никак не сможет оправдаться. И, соответственно, разумно предпочитала предложить жителям ремонт, благоустройство, замену окон или еще что-нибудь, чтобы хоть как-то компенсировать те неправомерные расходы, которые были раскрыты.
В свою очередь, государство должно помочь жителям бороться с нечестными управляющими компаниями. Давно пора приравнять непредоставление информации к хищению средств жителей в размере сокрытых сведений.
Отдельного разговора заслуживают субсидии на ЖКХ. За время пандемии доходы снизились более чем у двух третей граждан, а счета за ЖКХ возросли, и еще отменена возможность повременить с платежами. Если ситуация критическая и платить нечем, то не стоит уповать на чудо, а надо срочно договариваться с управляющей компанией о реструктуризации задолженности и обращаться за субсидией. Да, субсидии невелики (в среднем примерно около 1700 рублей в месяц), но не надо отказываться от того, что полагается по праву. А государство должно позаботиться о том, чтобы в первую очередь субсидию могли получить те, у кого уже образовалась задолженность, потому что именно они находятся в самом уязвимом положении. Размер субсидий нужно как можно быстрее увеличить хотя бы до 50% от общих сумм в платежках, установить более простой и прозрачный порядок их расчета и расширить категории граждан, которые могут на них претендовать.
Если мы признали, что наш самый главный враг — бедность, то мы и должны палить по нему из всех орудий. И очень действенными орудиями в этой борьбе являются как раз достойная помощь людям по оплате услуг ЖКХ и прекращение мошенничества в отрасли.