Представьте, что вы чувствуете себя лучше некуда: бодры, веселы и приятно возбуждены скорой расслабухой в хорошем отеле у самого синего моря. И даже не обращаете внимание на такой пустяк, как попадание под «рандомный выбор» (избирательное ПЦР-тестирование в аэропорту прилета). Благо производится тест за счет принимающей стороны, а результат приходит тут же, в аэропорту.
А через четверть часа вам с прискорбием сообщают, что результат ваш положительный, и на люди вам никак нельзя. Конечно, со всяким может случиться, но ведь всего несколько часов назад вы демонстрировали идеальную температуру тела и отрицательный ПЦР на вылете, а иначе вас просто не пустили бы в самолет...
Все дальнейшее похоже на игру на выживание с принимающей стороной и сильно зависит от темперамента и безответности самого «больного» – признает ли он себя таковым или будет настаивать на том, что больной он мнимый. И, соответственно, добиваться пересмотра дела — то есть теста. Из-за этого избирательное тестирование на прилете уже получило среди отпускников прозвище «вымогательное».
– Такое могло бы показаться совпадением, – комментируют в столичной турфирме, – если бы не аналогичные истории с Кубы, которые по весне превратились в натуральную эпидемию. Здоровые на вылете российские туристы, прилетев на кубинские курорты, при тестировании принимающей стороной вдруг оказывались инфицированными. И вместо оплаченных отелей «отдыхали» в обсерваторах.
Мало того что отдых испорчен и оплата за отель не возвращается, так этот обсерватор еще со страховой компании клиента требует возмещение по страховому случаю «лечение коронавируса». Но если на Кубу хотя бы 13 часов лететь, и теоретически за это время состояние может измениться, на турецкие курорты лететь всего 3 часа. И если здоровый человек улетел здоровым, а через 3 часа прилетел больным – тут, как ни крути, где-то закралась проблема. Или в плохой санобработке самолета, или в качестве справки, сданной на вылете... Ну, или в принимающей стороне.
Справедливости ради отметим: после того, как здоровые российские туристы без каких-либо симптомов и даже температуры начали массированно бомбардировать Сеть жутковатыми снимками обсерваторов, в которых их насильно заточили вместо оплаченных роскошных отелей, кубинцы обороты сбавили. Остров Свободы официально посетовал на качество своих тестов и тестировщиков и пообещал исправиться, что и сделал: теперь российские туристы если вылетают здоровыми, то и прилетают ими в свои недешевые кубинские отели.
Но, судя по рассказу нашего соотечественника Игоря Саморокова, брошенная кубинцами эстафетная палочка могла оказаться заразной не хуже ковида. И мало ли куда ее за это время занесло и еще занесет.
– Мы с сестрой приехали на 2 недели в Аланью, в аэропорту именно нас попросили сделать ПЦР-тест, сославшись на закон об избирательном тестировании, – рассказывает Игорь. – В Москве перед вылетом мы такой уже делали, он оказался отрицательным. Однако у сестры вдруг оказался положительный результат! Хотя мы оба болели, я так вообще два раза.
Из версий, почему именно нас, только одна: у нас страховка, покрывающая коронавирус. То есть при получении положительного ПЦР-теста за наше пребывание в старой части отеля взаперти платит страховая. Деньги за оплаченные нами хорошие номера нам не возвращаются, но при этом они освобождаются. Так все застрахованные рискуют прилететь на курорт больными!
– Уже прилетев в Турцию, вы показывали свои отрицательные тесты, которые предъявили на посадке?
– Конечно! Они еще были действительны по времени. Но нам все равно в приказном порядке велели ждать врача. Позже он приехал в аэропорт и сделал нам тест.
– Ответа долго ждали?
– Очень быстро: результат пришел всего через 15 минут, и это нас тоже смутило. У сестры положительный, у меня отрицательный.
– И что с вами стали делать дальше?
– Повезли в отель. В закрытой машине: окна почему-то не разрешили открыть. Мы заказывали хорошие, дорогие номера, но нас поселили в старом здании отеля, на выселках. Огородили номер пленкой, никуда не выпускают.
– Вы просили провести повторный тест?
– Я сразу начал требовать проведения еще одной проверки. Но персонал гостиницы ответил, что по местным законам это невозможно, так как имеет основную силу первичный тест.
– Сколько вы уже в заточении?
– Два дня. Еду оставляют у двери, выйти не разрешают, грозят полицией. Здание старое, окна не открываются, кондиционер работает плохо. Очень душно. Уже понятно, что отпуск испорчен. Мы, конечно, позвонили своему туроператору и в страховую компанию. Но пока ничего не происходит...
– Во-первых, имеет место незаконное удерживание иностранца в неволе, – оценивает ситуацию адвокат Сергей Мерзин, специализирующийся на туризме. – Во-вторых, согласно циркуляру МВД Турции въезд в страну возможен в случаях, когда туристом предъявлен отрицательный ПЦР-тест, сделанный не ранее чем за 72 часа до прибытия. У Игоря и его сестры такие тесты были.
Никакого закона о «верности первичного теста», на который ссылается персонал отеля, в законодательстве Турции нет.
Можно предположить, что принимающая сторона не побрезговала заработать по нехитрой схеме: Турция требует от туристов страховку на все время пребывания на своей территории, и если гость «заболевает», то расходы на его лечение и содержание покрывает страховая. В таком случае нужно требовать повторных тестов, и желательно в независимой лаборатории.