Венгрия заключила новый контракт с «Газпромом» на поставку 4,5 млрд куб.м газа в год до конца 2036 года. Соглашение вступит в силу уже с 1 октября, но в течение 10 лет условия договора можно будет изменить. Если раньше газ в Будапешт поступал через территорию Украины, то теперь основной объем газа – 3.5 млрд куб.м – пойдет через Сербию, то есть по «Турецкому потоку». Еще 1 млрд куб.м топлива пойдут через Австрию.
В Киеве эмоционально отреагировали на отказ от их газопровода, заявив, что решение «исключительно политическое», экономически не обоснованное, принятое в «угоду Кремлю», да еще и в «ущерб национальным интересам Украины». В свою очередь, в Венгрии напомнили Киеву, что у них могут быть собственные национальные интересы, и подобные заявления являются серьезным нарушением венгерского суверенитета. Там обвинили Украину в желании «помешать безопасному газоснабжению» и «отоплению домов венгерского народа и работе промышленности». В итоге МИДы двух стран синхронно вызвали к себе послов противоборствующей стороны, чтобы прояснить отношения.
Появление «Северного» и «Турецкого» потоков серьезно ударили по украинской экономике. Президент Украины Владимир Зеленский отмечал, что если российский газ перестанет идти через украинскую территорию, то страна не сможет финансировать армию, поскольку ежегодно будет терять по меньшей мере 3 млрд долларов, которые получает за транзит. Возможно, поэтому глава МИД Украины Кулеба весьма недипломатично пригрозил Венгрии: «Это удар, и мы будем отвечать на него соответствующе, здесь не должно быть никакой жалости и никаких сочувствий», – заявил он. Какими же страшными карами Украина может грозить Венгрии?
«У Украины нет рычагов давления на Венгрию, кроме вербальных аспектов выражения обиды, – поясняет «МК» руководитель аналитического центра «Третий сектор» Андрей Золотарев. – Вся сложившаяся ситуация была предсказуема. Было очень много слов об энергетической независимости, но по сути украинские власти занимались перекладыванием бумаг. За это время Украина сформировала репутацию ненадежного поставщика, поэтому последствия не заставили себя ждать. Абсолютно понятны аргументы Венгрии, что способ получения газа – это их внутреннее дело. Конечно, эта ситуация добавит негатива в и без того не очень добрые отношения между странами, но кардинально ничего не изменит».
Действительно, между Киевом и Будапештом то и дело вспыхивают конфликты. В прошлом году Украина обвиняла Венгрию во вмешательстве во внутренние дела страны из-за призыва главы МИД Венгрии Петера Сийярто поддержать на местных выборах «Партию венгров Украины». Венгрия же заявляла о поступающих угрозах в адрес украинцев венгерского происхождения, проживающих в Закарпатье. И в целом заявления не были лишены оснований: сотрудники СБУ ввалились в дом председателя «Партии венгров Украины» с обысками. В общем, назвать отношения между странами добрососедскими было бы сложно.
Как теперь отмечает Сийярто, Венгрия оказывала Киеву поддержку, в том числе предоставляла «аппараты ИВЛ, медицинское оборудование, уход за военнослужащими, детский отдых и финансирование инвестиций». Намекая, что всего этого Украина может и лишиться. Киев же грозит Венгрии тем, что, «несмотря на контракт до 2024 года», может вообще остановить поток газа через свою территорию.
Украинский политический обозреватель Руслан Бизяев уверен, что МИД Украины и официальные лица страны будут делать упор не на экономическую, а политическую составляющую. «Была допущена стратегическая ошибка. Было очевидно, что рано или поздно это случится, учитывая близость отопительного сезона и ажиотаж в Европе на природный трубопроводный газ по долгосрочным контрактам. ЕС будет делать все возможное, чтобы обеспечить себя газом по приемлемым ценам. И в этом плане контракт Венгрии понятен и логичен», – сказал он.
Эксперты, опрошенные «МК», сошлись во мнении, что выходов из ситуации у Украины немного. Вместо того чтобы обижаться на Будапешт, Украине бы следовало заняться подготовкой к собственному отопительному сезону: зима близко, а газовые хранилища заполнены только наполовину.