Длинные вереницы машин выстраиваются в очереди около автозаправок по всей Великобритании. Впрочем, найти работающую АЗС – тоже дело не из легких. В ряде регионов из-за отсутствия топлива уже закрыты более 90% станций. На остальных введен лимит на покупку топлива: заправиться можно только на 35 фунтов (чуть больше двадцати литров).
На автозаправках не обходится и без ожесточенных столкновений между разъяренными жителями. У британцев, стоящих часами в очередях за дефицитным топливом, сдают нервы – и они устраивают настоящие бои без правил.
На кадрах, опубликованных в Сети, видно, как один водитель сделал другому замечание, а тот, недолго думая, ударил его кулаком в челюсть. Все происходило на глазах у многочисленных свидетелей, которые старались в конфликт не встревать.
Примерно в это же время двое мужчин избивали друг друга кулаками и ногами на лондонской автозаправке Shell. Драка случилась после того, как у британцев возник спор о том, чья очередь заправляться. «Он украл мое место!» – крикнул один из «бойцов», указав на другого.
Некоторые жители в порыве гнева и вовсе хватались за оружие (к счастью, пока только за холодное). Во вторник утром соцсети облетело еще одно шокирующее видео: разъяренный мужчина с ножом в руках кричит на сидящего в машине водителя возле заправочной станции в Веллинге – районе, расположенном на юго-востоке Лондона. Его безоружный противник не нашел решения лучше, чем начать таранить своего обидчика. В итоге он протащил его на капоте несколько метров.
Профессор иммунологии в Имперском колледже Лондона Дэнни Альтманн отметил, что британские заправочные станции превратились в «Дикий Запад». Он сам стал свидетелем ужасающей картины, когда стоял в очереди за топливом.
«Человек позади меня был в ярости и начал избивать охранника, – сообщил профессор. – Спустя несколько минут их конфликт перерос в рукопашную схватку с участием уже 8–10 человек. Позже они начали колотить друг друга ногами».
Ажиотаж на заправках повлек за собой большое количество других проблем: до клиентов не могут добраться курьеры, нарушена работа общественного транспорта, из-за чего тысячи британцев, среди которых врачи и медперсонал, опаздывают на работу, а некоторые вообще не могут туда добраться.
«У нас умирают люди, – говорит директор хосписа Джо Митчелл. – Другие пациенты днями ждут болеутоляющих препаратов, но так их и не получают. А все из-за этой паники с бензином».
И в этой ситуации от властей жители Соединенного Королевства ждут эффективных действий.
«Подключение военных может стать необходимой временной мерой для обеспечения дополнительной цепочки поставок, – заявляет министр энергетики и промышленной стратегии Великобритании Квази Квартенг. – Она поможет нам ослабить давление, вызванное резким скачком спроса на топливо в некоторых районах».
Дело в том, что в результате пандемии COVID-19, «Брекзита», новой миграционной политики, а также выхода все большего количества людей на пенсию на британском рынке труда остро ощущается нехватка кадров – в том числе шоферов. По разным оценкам, на сегодняшний день не хватает более 100 тысяч водителей грузовиков.
Поэтому власти решили привлечь армейских водителей, которые в случае необходимости пересядут за руль бензовозов и будут развозить топливо по автозаправкам, пройдя перед этим ускоренное обучение. Плюс ко всему военные смогут включиться в цепочку доставки товаров в супермаркетах. В общей сложности британская армия должна выделить на эти цели около 150 человек.
Тем временем британцы призывают премьер-министра страны Бориса Джонсона прекратить «прятаться» и выступить с обращением к нации, пишет Daily Mail. О возможном топливном кризисе главу британского правительства предупреждали еще в июне, однако для его предотвращения не было принято никаких мер.
Майк Грэнэтт, бывший глава секретариата по чрезвычайным ситуациям, заявил, что премьер-министр должен провести телевизионную пресс-конференцию по топливному кризису, как это сделал Тони Блэр в 2000 году. «Вот это называется лидерством, и нам оно нужно, – отметил он. – Кто-то должен встать и сказать об этом людям, а не прятаться от них».
По словам председателя парламентского комитета по вопросам обороны Тобиаса Эллвуда, чтобы «восстановить доверие общественности и остановить топливный кризис», следует не просто привести армию в состояние готовности, а мобилизовать ее.
«Страна хочет, чтобы правительство взяло на себя ответственность за решение этой проблемы, но у него даже нет четкого плана действий, – рассказал Sky News депутат-консерватор. – Мы перешли от 1% нехватки топлива к 90%».