- Почему так бешено дорожает газ, да еще и не в сезон: никаких аномальных морозов за окном не наблюдается. Можно ли оценить спекулятивную долю в нынешних ценах на «голубое топливо»?
- Газовые цены в настоящее время подстегивают два основных фактора — критически низкий уровень заполненности ПХГ в Европе и близость зимы. Сейчас уровень запасов топлива составляет лишь две трети от требуемого объема, а до начала отопительного сезона в ЕС остался всего месяц. В прошлом году и годом ранее к сентябрю хранилища в Европе были полностью заполнены. Стремительный рост газовых котировок уже перекинулся на другие виды энергоресурсов. Дефицит «голубого топлива» вынудила европейцев реанимировать работу своих угольных станций и стоимость угля также теперь бьет рекорды. Спекулятивную долю в стоимости природного газа сейчас оценить достаточно сложно. Некоторые политики обвиняют «Газпром» в искусственном сдерживании поставок потребителям Старого Света, однако российская монополия, напротив, наращивает поставки европейцам. Существует также мнение, что виновными в опустошении европейских ПХГ являются небольшие энергокомпании, которые захотели подзаработать на перепродаже ранее закупленного сырья. Но незначительные биржевые игроки не в состоянии оказывать серьезное влияние на глобальную стоимость сырья. Все-таки ценовая конъюнктура главным образом зависит от баланса на рынке в мировом масштабе, а не является результатом действий отдельных компаний, которые просто не в состоянии закупить такие объемы сырья, которые требуются всему континенту.
- Какие можно сделать прогнозы? Когда мы увидим цены в $1 тыс за тысячу кубометров?
- Судя по динамике цен, переход к уровню в «тысячу за тысячу» может произойти, как говорится, если не сегодня, то завтра. Достаточно посмотреть, какими темпами дорожает сырье в последнее время — всего за три дня стоимость газ выросла с $740 до $950.
- Но за таким аномальным взлетом наверняка последует обвал. Когда и при каких условиях его можно ждать?
- Причин для снижения цен пока не наблюдается. Стоимость газа будет расти до тех пор, пока ПХГ в Европе не будут заполнены на все 100%. До наступления отопительного сезона такое чудо вряд ли произойдет, поскольку спрос в настоящее время значительно превышает предложение. По ожиданиям Международного энергетического агентства, глобальный спрос на газ в этом году вырастет на 4%, и только Европе потребуется для прохождения зимы в комфортных условиях на 30 млрд кубометров сырья больше, чем в 2020 году. Однако в целом поставки в страны ЕС снизились на 16% и наверстывать недостающие объемы европейцам придется очень долго, поскольку альтернативное трубопроводному сжиженное топливо в массовом порядке перенаправляется в страны Азии, где цены еще выше.
- Как в сложившихся условиях следует поступить России, чтобы извлечь максимальную выгоду: открыть краны на полную мощность, чтобы сорвать куш, или попытаться держать Европу на голодном газовом пайке?
- Комментировать решения российских властей или политику «Газпрома» в данной ситуации крайне сложно. Очевидно, что есть и прямая экономическая выгода от нынешних сверхвысоких ценовых уровней на сырье, но также не стоит упускать из вида вопросы стратегии. Сейчас Европа наглядно убеждается в том, насколько ей нужен «Северный поток-2» и ситуация с мощностями ПХГ может подтолкнуть европейских чиновников к тому, чтобы согласовать запуск трубопровода как можно быстрее.
- Правильно ли в связи с этим утверждать, что сейчас Россия применяет против Европы так называемую «газовую дубину» и напрямую оказывает серьезное давление на европейских партнеров?
- Действия российского монополиста в данный момент действительно влияют на стоимость сырья, но не в такой серьезной степени, чтобы назвать находящийся в руках нашей страны рычаг давления «дубиной» или обвинить «Газпром» в манипулировании ценовой конъюнктурой на биржах ЕС. Россию и так постоянно третируют за якобы планомерное поглощение европейского энергетического рынка. Между тем, Россия заинтересована в стабильном состоянии топливного баланса стран Старого Света, поскольку долговременное сотрудничество с ЕС в плане поставок энергоресурсов является частью многолетней политики нашего государства и основой российского ВВП.