В своем выступлении Владимир Путин подчеркнул, что на налоговые льготы могут рассчитывать только те компании, которые реально ведут бизнес на Курилах, а не просто зарегистрированы там. «Именно такой, по сути, беспрецедентный набор льгот и стимулов мы создадим на Курильских островах, например, где полностью освободим бизнес от уплаты ключевых налогов на прибыль, на имущество, земельного и транспортного налога. Причем на 10 лет. Для таких компаний будут установлены и пониженные страховые взносы, в размере 7,6%», — сказал глава государства.
Решение президента по Курилам преследует три главные цели. Во-первых, этому региону действительно необходимо развитие опережающими темпами. Во-вторых, оно должно привлечь зарубежных инвесторов, готовых вкладываться в создание реально работающих предприятий на этой территории. В-третьих, такие беспрецедентные преференции позволят отработать механизмы развития сложных регионов на будущее.
Но нужно понимать, что подобные фискальные льготы могут привлечь в этот регион компании с самыми разными намерениями. В России уже был опыт по созданию внутренних офшоров, и его результат как минимум неоднозначен.
«В конце 90-х — начале нулевых годов в России существовали внутренние офшоры – например, в Калмыкии, на Чукотке, — напоминает член наблюдательного совета Гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров Александр Разуваев. — Ставка налога на прибыль была там значительно меньше, чем в других регионах страны. Крупные нефтяные компании – ЮКОС, «Сибнефт»ь, ТНК – сделали там свои профит-центры. За счет этого эффективная ставка налога на прибыль в международной отчетности для них была значительно меньше, чем по закону. Особый какой-то бизнес компании там не вели, это были серые схемы налоговой оптимизации».
Именно они стали причиной скандального «дела ЮКОСа». «Сибнефть» и ТНК в итоге заплатили налоговую недоимку и плюс к этому разумный штраф. Однако сейчас повторение ситуации с внутренними офшорами из конца 90-х и начала 2000-х попросту невозможно, уверен эксперт, так как президент четко дал понять, что речь о налоговых льготах идет только для компаний, которые будут заниматься реальным бизнесом на Курилах.
В этой идее больше политики, чем экономики, считает ведущий эксперт Центра политических технологий, экономист Никита Масленников: Япония претендует на эти острова и Россия заинтересована показать всему миру, что Курилы – это не какая-то «отсталая провинция», как было во времена Бориса Ельцина, а экономически развитый регион.
«Через этот регион проходит Северный морской путь, — отмечает наш собеседник. — В этом смысле для Курил открываются дополнительные возможности. Скажем, если на Камчатке достроят большой перегрузочный порт для сжиженного природного газа, то какую-то часть мощностей можно будет разместить на островах». Но чтобы преференциальный режим для бизнеса заработал, на Курилах, по мнению эксперта, придется преодолеть два ключевых ограничения.
Первое – это возможности энергетической базы. Без увеличения ее мощности на островах в несколько раз развитие туризма здесь, например, невозможно. Второе ограничение связано с транспортными издержками. Если планируется произведенную на Курилах продукцию поставлять на внутренний рынок, а не только экспортировать в азиатские страны, то без субсидирования внутренних перевозок нельзя будет обойтись. Проблема транспортных издержек касается всего Дальнего Востока, а Курилы находятся еще дальше, напоминает Масленников.
По мнению заместителя руководителя ИАЦ «Альпари» Натальи Мильчаковой, предложение президента России может заинтересовать прежде всего крупный российский бизнес. Курильские острова богаты природными ресурсами, в том числе акваресурсами, включая геотермальные источники, перспективные для развития возобновляемой энергетики. И, безусловно, локальный бизнес тоже получит выгоды в виде низких налоговых ставок и страховых взносов.
Что касается пресловутых внутренних офшоров, то они и сегодня в России есть, напоминает эксперт. Их общее количество — свыше 30, только они работают под названиями «СЭЗ» (свободная экономическая зона) и «ОЭЗ» (особая экономическая зона), зафиксированными в российском законодательстве.
Наиболее известные промышленно-производственные ОЭЗ – «Алабуга» (Республика Татарстан), «Липецк» (Липецкая область); из технико-внедренческих наиболее известна ОЭЗ «Иннополис», расположенная в Татарстане, из туристических – «Куршская коса» в Калининградской области. Но только единицы из них признаны экономически эффективными.
С другой стороны, с момента начала функционирования многих из них прошло слишком мало лет для того, чтобы говорить о серьёзных результатах в национальном масштабе. Главная проблема функционирования таких зон заключается в том, что они изначально были рассчитаны на преимущественно малый инновационный бизнес и стартапы. А фактически они наиболее привлекательны для крупного бизнеса, считает Мильчакова.
Что касается Курил, то малый бизнес, особенно если он изначально был зарегистрирован на этих островах, вряд ли получит существенные преимущества, кроме возможности немного снизить налоги и страховые взносы. Для крупного бизнеса, по мнению нашей собеседницы, перерегистрация в таких зонах была бы выгодной, так как это даёт ему более существенную экономию на масштабах. Но существующая специфика ОЭЗ и СЭЗ в России не позволяет в таких зонах регистрироваться компаниям, добывающим нефть, газ и металлические руды. И это большой минус, так как льготный налоговый режим мог бы привлечь в эту зону нефтяные компании со всей страны – ведь на Курилах есть запасы нефти, золота, серебра, руд цветных и редкоземельных металлов.
Возможно, новая ОЭЗ на Курилах исправит прошлые недостатки такой формы ведения бизнеса, выражает надежду Мильчакова. Это дало бы возможность предпринимателям не просто уходить от налогов, а больше инвестировать в развитие производства, новые технологии, образование, НИОКР и создание новых рабочих мест. «Идея хорошая, но станут ли Курилы настоящим раем для бизнеса хотя бы на 10 лет, только время покажет», — подытожила аналитик.