На сей раз финансовому достатку россиян угрожает не очередная волна коронавируса, а реализация сценария мировой углеродной нейтральности. Это означает переход компаний-производителей на «зеленую энергетику», которая не выбрасывает в атмосферу парниковые газы.
Возможно, Россия стоит на пороге самого тяжелого в своей истории экономического вызова. Сегодня более 40 % доходов в федеральный бюджет дает экспорт нефти и газа. Если уже с 2023 года экспорт начнет планомерно сокращаться, то, по данным аналитиков Сбербанка, потери энергетического сектора страны составят 179 млрд. долларов. А доходы населения снизятся на 14 %.
Это, как говорится, еще цветочки. Ягодки будут дальше: к 2050 году ведущие мировые державы планируют полностью перейти на чистую энергетику – без использования нефти и газа. К этому времени производство «черного золота» в стране сократится на 72 %, газа на 52 %, угля на 90 %.
С углем все вообще будет очень плохо, это полезное ископаемое хотят запретить к применению практически к 2025 году. И как будет жить наша Кемеровская область, главный поставщик угля, вообще непонятно. Однако и другим регионам с высокой долей добычи углеводородов (Татарстан, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа) тоже придется несладко.
В общем и целом, рисков для экономики России воз и маленькая тележка. Существенное падение экспортной выручки, сокращение занятости населения, утрата лидерства нашей державы в мировой энергетике, наконец - банкротство некоторых отечественных энергетических компаний.
Это произойдет в том случае, если Москва не станет предпринимать экстраординарные меры по переходу на «углеродную нейтральность», когда предприятие до нуля сокращает выбросы СО2 или компенсирует их за счет углеродно-отрицательных проектов. Заметим, что на Западе к этой программе относятся со всей ответственностью и уже инвестируют, развивают только те производства, которые переходят на возобновляемые источники энергии – в частности, солнечную, ветровую или энергию морских приливов и отливов.
Что ждать нам от новых экологических проектов по спасению климата Земли? Об этом мы спросили известного экономиста, член-корр. РАН Руслана Гринберга.
- Такую ситуацию необходимо было предвидеть много раньше, в том числе и самому Герману Грефу, когда он работал в правительстве, - пояснил Руслан Семенович. - Ведь уже тогда в мире обсуждались разные экологические программы по снижению выбросов парниковых газов. Положение для российской экономики в ее нынешнем виде действительно непростое. Можно предположить, что доходы населения будут и дальше снижаться. В том числе по той причине, что наши работодатели не собираются сокращать разрыв в своих доходах и доходах наемных работников. А он просто чудовищный.
Единственный для нас выход сегодня – интенсивно заниматься зеленой энергетикой, перестраивать собственную отрасль. Пытаться создать инструменты зеленой трансформации, продавать их Западу вместо нефти. Хотя, на мой взгляд, это маловероятно. Однако другого выхода просто нет. Что нас может спасти в этой ситуации – сроки.
- Но конкретная борьба за углеродную нейтральность в мире начнется уже с 2023 года. Начнутся штрафные санкции за превышение лимитов по выбросам СО2…
- Мне кажется, это не совсем реально. Сегодня ведущие страны все делают для того, чтобы экономика активно росла, значит, нужны энергоресурсы – ископаемые или возобновляемые. Не исключено, что спрос на ископаемые сохранится еще достаточно длительное время, человечество не «впишется» в экологические источники энергии к 2050 году. Однако это не означает, что Россия может действовать по старинке, по-прежнему полагаться на свои ископаемые залежи.
- Непрекращающаяся борьба за «Северный поток-2», по которому российский газ будет транспортироваться в Европу, из этой же серии? Запад не планирует отказываться от газа в обозримом будущем?
- Планирует и заднего хода он не даст. Просто там относятся к этой проблеме прагматично. Одно дело бросать политические лозунги, а другое – реальная жизнь. Нашей стране пора понять, что нужно слезать с «нефтяной иглы» и разрабатывать «чистые» технологии.