Винто-рулевые колонки – ключевое звено электроэнергетической системы судна. Их конструкция обеспечивает высокие ходовые и маневренные качества морских судов в период навигации по Северному морскому пути и рассчитана на эксплуатацию в тяжелых ледовых условиях. В России ими активно оборудуют флот повышенного ледового класса, они востребованы на крупнотоннажных танкерах и газовозах, буксирах, судах для прокладки кабеля.
На площадке ООО «Завод ВРК Сапфир» (в г. Большой Камень в Приморском крае) уже налажено производство ВРК мощностью 7,5 МВт. А технология ВРК мощностью 15 МВт была разработана Прикладным и учебным центром «Сапфир» в сотрудничестве с GE Power Conversion France SAS – в рамках совместной программы научно-исследовательских и опытно конструкторских работ ПАО «НК «Роснефть» и General Electric.
Стратегическое взаимодействие «Роснефти» и General Electric началось в 2013 году. Для развития проектов в области судостроения в 2015 году был создан «Прикладной инженерный и учебный центр «Сапфир» (г. Санкт-Петербург). Разработка ВРК – одна из его ключевых задач. Она объединила многолетний опыт российских и зарубежных ученых в сфере проектирования ледостойких конструкций, технологий электропривода и гидродинамики. А «Завод ВРК Сапфир», построенный на площадке ССК «Звезда», призван стать одним из ведущих мировых производителей судовых пропульсивных систем.
«Роснефть» планирует расширить линейку винто-рулевых колонок высокого ледового класса за счет разработки новых моделей, мощность которых может вырасти до 21 МВт. По словам вице-президента «Роснефти» по информатизации, инновации и локализации Андрея Шишкина, данной технологией владеют только две мировые компании: General Electric и «Роснефть».