Названы последствия возможного ухода Booking.com с рынка России

Сервис получил штраф в 1,3 миллиарда рублей

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) оштрафовала сервис бронирования отелей Booking.com на 1,3 млрд руб. за доминирующее положение на рынке. Эта сумма составляет 11,5% от оборота компании в России. Сервис навязывал гостиницам, отелям и хостелам условия, по которым они не могли установить цену на других платформах ниже, чем на Booking.com, считает ФАС. Сможет ли компания оспорить штраф или предпочтет покинуть отечественный рынок, и как скандал отразится на потребительских ценах, разбирался «МК».

Сервис получил штраф в 1,3 миллиарда рублей

В Booking.com заявили, что разочарованы решением ФАС. Антимонопольщики установили, что сервис навязывал российским гостиницам обязательное «предоставление и соблюдение паритета цен и номеров, а также условия взаимодействия с закрытыми группами пользователей».

«Мы намерены обжаловать данное решение о штрафе, пока ожидаем результатов апелляции на заключение ФАС в отношении нашей практики паритета цен», — заявили в компании. Напомним, ФАС России еще в декабре 2020 года завершила рассмотрение антимонопольного дела в отношении сервиса Booking.com. Возбуждено оно было на основании обращения Общероссийской организации малого и среднего предпринимательства «Опора России».

Штраф в размере 1,3 млрд рублей — это 11,5% от российского оборота Booking.com в 2020 году, что, безусловно, является значительной суммой, говорит руководитель юридической практики компании «Интерцессия» Григорий Скрипилев. «Шансы, что юристы сервиса смогут успешно обжаловать решение о наложении штрафа, сохраняются и, вероятнее всего, они смогут добиться снижения размера штрафа в несколько раз, но добиться отмены принятого ФАС решения у них вряд ли получится», — считает он.

Между тем, 26 августа WhatsApp, Facebook и Twitter оштрафовали на 36 млн рублей за отказ локализовать на территории РФ персональные данные россиян. Постановление вынес Таганский районный суд. Что это? Сезон охоты за иностранными интернет-платформами?

Напомним, в марте пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков выразил надежду, что до блокировки иностранных интернет-платформ не дойдет, потому что никто не хочет полного запрета. Так он прокомментировал ситуацию с Twitter. Весной Роскомнадзор замедлил скорость работы соцсети Twitter в России на 100% мобильных устройств и на 50% стационарных устройств и пригрозил блокировкой, если интернет-сервис не начнет выполнять требования российских законов.

Роскомнадзор и ФАС неоднократно в последние годы предупреждали разные иностранные сервисы о необходимости соблюдать российские законы. В результате — гигантские штрафы и реальная угроза ухода с российского рынка.

Идет тренд на усиление требований к западным IT-компаниям со стороны регуляторов, так что штраф Booking.com не вызывает удивления, говорит управляющий партнер коммуникационного агентства B&C Марк Шерман. «Дальнейшее поведение компании, попавшей под штрафные санкции, зависит от того, насколько для неё важен российский рынок, — продолжает эксперт. — На ценах для путешественников уход агрегатора вряд ли отразится, возможно, будет больше опций по спецпредложениям, поскольку отелям не нужно будет платить комиссию за участие в сервисе».

Собеседники «МК» отмечают, что место популярного ресурса на нашем рынке может занять российский аналог, про развитие которого активно говорят власти. Кроме того, набирают популярность Google Maps, где можно выбрать место для отдыха с помощью отзывов. Такую же функцию представляет хорошо знакомый всем Tripadvisor. Эти два сервиса объединяет то, что они являются супер агрегаторами, поскольку на каждый отель выдаётся большое количество ссылок, по которым его можно забронировать. Но и кроме них есть масса платформ-конкурентов — Trivago, Airbnb, Avito, Yandex,Travel. В случае ухода столь крупного конкурента они с удовольствием займут его часть рынка. В то же самое время, к сервисам Google у регуляторов тоже много претензий в последнее время. Большинство российских туристов, как утверждают эксперты, до сих пор предпочитает путешествовать через турагентства, а Booking используют для просмотра информации об отеле - поскольку турагентства обычно дешевле и большую часть организационных моментов там берет на себя туроператор.

Вместе с тем ведущий юрист Объединенного юридического центра «Парфенон» Павел Уткин считает, что разбирательства и штрафы с иностранными компаниями — стандартная практика для российского законодательства. «Искать здесь какой-то скрытый смысл в виде охоты на иностранные компании никаких причин нет», — убежден он. Действительно, самым резонансным из всех этих дел стал только кейс с Google и каналом «Царьград», штраф по которому при определенных обстоятельствах мог превысить капитализацию компании. Но судя по тому, что по этому процессу новостной фон окончательно затих, то и здесь стороны смогли сами урегулировать споры.

«Доход Booking за II квартал текущего года составил более $2 млрд, а Россия для компании — очень неплохой рынок. Другой вопрос, что у платформы действительно есть пункт в условиях, что арендодатели не могут ставить цены на других агрегаторах ниже, и из-за него конфликты могут возникать и дальше, если его не убрать. Поэтому, как представляется на текущий момент, компании проще заплатить штраф или обжаловать решение, попытавшись сократить размеры выплат, чем покинуть нашу страну», — говорит Уткин.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру